В школу за воспитанием

21.12.2018

В командной игре - и знания, и воспитаниеКак часто в последние годы мы слышим о том, что теперь школа не занимается воспитанием детей, а лишь дает им знания. Так ли это на самом деле?

Безусловно, современные школьники очень отличаются от своих сверстников советской поры. Сегодня мы живем совсем в другой стране, а, значит стали другими и дети. Их непросто понять бабушкам и дедушкам, а порой и собственным родителям. Но, тем не менее, это дети, и их нужно воспитывать. Но каким образом, с каким подходом?
Этой теме был посвящен городской семинар, проходивший на минувшей неделе в школе №2, с названием «Воспитание в современной школе: от проблемы к методологии, от методологии к практике».
Открывая семинар, директор школы №2 Нелли Морозова отметила, что говорить на эту тему можно бесконечно:
— Методов воспитания, теорий, советов много, но как реализовать их в жизни? Когда на практике учитель сталкивается с конкретной ситуацией, он понимает, насколько разные все дети и их семьи. Сегодня в большинстве своем мамы и папы не скрывают, что им попросту некогда воспитывать детей. Но творческий подход учителя к своему делу зачастую подхватывают, поддерживают и ученики, и их родители.
Один из вечных вопросов воспитания — взаимодействие детей и взрослых, та самая проблема «отцов и детей». И здесь важно, чтобы у учителей и родителей были схожие позиции. Бывает так, что в школе ученику прививают одни ценности, а дома он видит совершенно другое.
Вместо экрана телефона - коллективная играГоворили на семинаре о том, что самая сложная работа – с подростками, но подход к ним найти можно, если понять, чем увлечь. В школе сейчас немного активных форм воспитания. Советские дети собирали макулатуру и металлолом, то сейчас вряд ли кто отпустит своего ребенка ходить по чужим квартирам. А незаконный сбор металла и вовсе наказуемое деяние. Есть интерес к тимуровскому движению, но как его реализовать на деле? Рыночная экономика не могла не повлиять на отношения детей к вечным ценностям, на их уровень культуры. Что они видят в окружающем мире? Совсем иных героев, чем были в нашем детстве и юности. Сегодня для некоторых ребят даже родные родители не авторитет. И перед школой стоит вопрос: на примере каких героев воспитывать ребят?
В мире, буквально переполненном информацией, дети читают мало книг, но много времени проводят с гаджетами – чем старше, тем дольше. Как отмечают педагоги, если первоклассники еще активно резвятся на переменах, то у старшеклассников — тишина в перерывах между уроками, потому что все в телефонах. Так что под реалии времени и растущих в них детей должны быть адаптированы методы воспитания.
Педагоги школ округа в течение семинара могли не только послушать выступления своих коллег, но и побывать в разных классах, кабинетах и залах на практических занятиях для ребят всех возрастных групп – от малышей до старшеклассников. Педагоги школы №2 показывали, каким разным и интересным может быть общение с детьми с помощью игры, работы в команде, и как через творчество приходят к ним новые знания.
В кинозале школы прошло интеллектуальное шоу «Своя игра». Разбившись на команды с названиями «Тигрята» и «Звездочки», четвероклассники зарабатывали баллы, показывая свою эрудицию, вспоминая русские пословицы и поговорки, названия растений и строительных инструментов. А затем посмотрели инсценировку о школьной жизни в исполнении одноклассников. При этом и команды, и юные зрители учились вести себя в коллективе, на сцене и в зале, во время работы команд и выступления артистов на сцене.
В это время в соседнем кабинете ученикам постарше рассказывали о пагубности вредных привычек, но не в назидательной форме, а очень наглядно. Восьмиклассникам показали, как воздействует этиловый спирт на белок – основной «материал» человеческого тела. Крепким алкоголем на глазах ребят залили сырое куриное яйцо, мгновенно начавшее менять свою структуру, как при варке в кипятке. То же самое происходит и с мозгом пьющего человека. Если скучная лекция о вреде курения и алкоголя может не отложиться в памяти, то такая картинка останется в памяти надолго, а может и навсегда.
В кабинете технологии третьеклассники отправились в кулинарное путешествие по Италии в марках методики КТД – коллективное творческое дело. Одни ребята под руководством педагога готовили пиццу – мальчики нарезали начинку, терли сыр, раскладывали все это на лепешки и отправляли противни в духовку. В это же время их одноклассники своими руками делали ароматный новогодний декор для дома – крепили сухие бутоны гвоздики к кожуре целых плодов апельсина. Весь класс к концу занятия наполнился приятными и аппетитными запахами.
В спортивном зале семиклассники учились работать со скрытыми резервами личности. Сначала писали характеристики друг на друга, стараясь увидеть только хорошее и при этом уложиться в одно слово, а после учились работать в команде. Рассчитались по порядку, разбрелись хаотично по разным частям зала, а после перебрасывали друг другу теннисный мяч поочередно, по номерам, причем по условиям нужно было ни разу не уронить мячик. Не вышло – все начинается сначала.
И это далеко не все, чем в тот день занимались педагоги с учениками в рамках семинара, показав, каким может быть воспитание в стенах школы, даже если на первый взгляд оно кажется взрослым незаметным и непривычным.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.