Знай свой край

27.11.2020

Где в нашем крае добывают уголь и строят вертолеты, где живут удэгейцы и нанайцы - теперь знают школьники Партизанска«17 октября 1901 года на Сучанский рудник из Донбасса прибыла партия инженеров с горнорабочими и мастеровыми» — это не только факт из истории нашего города, но и один из примеров миграции населения для школьников на краеведческих занятиях.

Не только эту дату, но и упоминание о нашем земляке, полном кавалере ордена Славы Николае Селиверстовиче Диденко, можно встретить на страницах рабочей тетради для занятий школьников в рамках проекта «Этноурок «Приморье многонациональное», разработанного по инициативе департамента внутренней политики края.
По информации Центра развития образования ПГО, в нашем округе уроки с краеведческим уклоном проводят учителя истории школ №12 и 50 Виктория Сугак и Ольга Мельникова. В этом году для педагогов городов и районов Приморья, участвующих в реализации нового проекта, во Владивостоке был организован установочный семинар, где специалисты читали лекции, посвященные истории и этническому разнообразию Приморья, рассказывали, как планировать и проводить такую внеурочную деятельность, оценивать домашние задания. По замыслу авторов проекта, благодаря знакомству учеников с историей родного края, самобытными традициями населяющих его народов должны налаживаться гармоничные и доброжелательные отношения в многонациональных школьных коллективах. Предполагается, что до конца 2020 года дополнительные занятия по краеведению пока будут идти в отдельных школах, а со следующего года — во всех.
О том, как уже проводит этноуроки для своих учеников, рассказала учитель истории и обществознания школы №12 Виктория Сугак:
— Дети сначала восприняли без энтузиазма дополнительную нагрузку к урокам, пусть новые занятия и проходят всего раз в неделю.

Но потом, после задания, когда надо было определить свою этническую принадлежность, им стало интересно, втянулись, понравилось отмечать магнитами на карте разные точки края, узнавать прежние названия приморских сел, городов, рек.
В помощь педагогам авторы проекта разработали методическое пособие для внеклассной работы, электронный учебник, предоставили большую карту для доски и магниты с разными рисунками. Ими можно отмечать, к примеру, где живут коренные малочисленные народы, казаки, белорусы, старообрядцы, где в Приморье обрабатывают древесину, строят вертолеты, добывают рыбу, отправляют морем грузы… В кабинете, где идут занятия, есть даже настенные часы с символикой «Этноурока».
К юбилею Приморья ученики школы №12 представили одну из национальностей - орочей Погружаться в новые знания подросткам помогают интерактивные и наглядные пособия. Их создавала творческая команда — ученые Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, преподаватели ДВФУ, учителя, руководители национально-культурных организаций, журналисты.
У каждого ученика – бандана и ручка с логотипом проекта, рабочая тетрадь и закладка с информацией о национальном составе края и QR-кодом. Если навести на него камеру смартфона, откроется сайт этноурокприморье.рф – это электронная энциклопедия. Например, там есть небольшие видеоролики, которые смотрят на уроке при изучении отдельной темы, а потом выполняют домашнее задание. Например, ребятам предлагается узнать об этнических корнях своей семье, подсчитать, сколько национальностей встречается в роду.
Там же на сайте можно скачать этноатлас Приморского края с географическими картами, фотографиями, подробным рассказом о заселении края разными народностями, об их укладе жизни, численности. Интересно, что у нас в регионе насчитывается 148 наций, но представителей отдельных из них может быть всего от одного до десяти человек. Еще онлайн можно «примерить» национальные мужские и женские костюмы, например, белорусский, казачий, корейский или лезгинский.
Виктория Владимировна отмечает высокое качество материалов: методические рекомендации подробные, для детей все написано доступным языком, современная информация подается образно и доступно – без больших параграфов и сплошных «полотен» тестов, зато со схемами, инфографикой, историческими и современными фотографиями, кроссвордами. Есть сведения об одежде, вероисповедании, поверьях, праздниках, играх, традиционных видах спорта, кухне. Например, нужно определить, какие народы Приморья традиционно готовят такие блюда как позы, кимчи, эчпочмак, щюрбе, чорба, гата, бастурма… Ради такого урока можно и практическое кулинарное занятия устроить с дегустацией.
Завершить курс из 14 уроков, которые проходят раз в неделю, предлагается играми разных народов, про них на сайте «Этноурока» есть отдельное красочное пособие, и хороводом дружбы. Некоторым из учеников школы это уже знакомо. Два года назад, когда отмечался юбилей Приморья, они участвовали в игре для юных интеллектуалов «Эрудит-шоу» в городском Дворце культуры и на большой сцене рассказывали об одной из малочисленных народностей края – об орочах. Танцевали в ярких народных костюмах, с варганом и шаманским бубном, в итоге заняли одно из призовых мест со своим номером.
По словам педагога, было бы замечательно, если бы в следующем году этот полезный проект продолжился, ведь он помогает школьникам расширить кругозор, лучше понимать людей вокруг и знать больше о своей семье и о себе. Самая главная мысль, которая ясно прослеживается в видеороликах, текстах, иллюстрациях к этноурокам, — населяющие Приморье люди могут быть очень разными, со своими самобытными традициями, но они годами и поколениями живут на этой земле в мире, дружбе и взаимопомощи.
Кстати, эти материалы могут быть интересны не только школьникам, но и тем, кто интересуется межнациональными отношениями, участвует в жизни диаспор и общин, этнических общественных организаций, занимается творчеством с детьми.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.