«Скорая» отметит юбилей

30.07.2021

«Лететь по первому сигналу и вновь спасать, спасать, спасать»…Ровно 55 лет прошло с тех пор, как станция скорой помощи стала самостоятельным учреждением, отделившись от городской больницы Сучана. Официальная дата рождения – 2 августа 1966 года.

Первый дом «неотложки» находился на улице Садовой, 9. Возглавила службу фельдшер Мария Ефимовна Вишнякова. Спустя три года главврачом стала Валентина Ивановна Муковоз. С 1973-го руководила станцией скорой помощи ветеран Великой Отечественной войны, защитник Ленинграда Белла Абовна Великовская. В 1983 году сменила ее на посту Людмила Ивановна Басова. С 2005 года руководила «скорой» Татьяна Алексеевна Алехнович, а с 2007-го Александр Николаевич Шевченко, который стал последним главным врачом самостоятельного учреждения. Свой 55-летний юбилей коллектив празднует уже в составе городской больницы, в статусе отделения. Все вернулось на круги своя…
Написать материал к памятной дате журналистов «Вестей» попросила Людмила Басова. Она и сегодня болеет душой за родную службу.
Людмила Ивановна сама родом из Партизанска, выросла в шахтерской семье, с серебряной медалью окончила школу №1 и после мединститута, получив специальность врача-терапевта, вернулась в родной город, работала цеховым терапевтом на шахте «Северной» в Углекаменске, потом в горзраве лечебным инспектором, далее заместителем и главврачом городской больницы, после того, как Любовь Ивановна Семенькова, которую считает своим учителем в профессии, ушла на пенсию. Ее уроки очень пригодились в организации лечебного процесса, она учила молодую коллегу выбирать из массы дел главное и смело приниматься за него. Наверное, неслучайно именно под руководством Людмилы Басовой скорая помощь Партизанска была признана лучшей в крае, и именно этому коллективу доверили участие в уникальном эксперименте.
В должности главного врача скорой помощи Людмила Ивановна проработала 21 год – два десятилетия, как две эпохи. На эти годы пришлись и стабильный советский период, и перестройка, и лихие 90-е, и новые рыночные условия. Вместе с коллективом многое пришлось пережить, решать множество проблем: и переехать в новое здание, и освоить бригадный подряд, и поучаствовать самыми первыми в совместном проекте с Центром медицины катастроф и американскими коллегами. Эксперимент заключался в приведении способов оказания медицинской помощи к мировым стандартам по аналогу американской службы 911. В середине 90-х на станции скорой помощи Партизанска создавалась новая модель этой службы. Обучали наших врачей и фельдшеров американские парамедики из города Ричмонд штата Вирджиния. Приятным бонусом к учебе было обеспечение современным медицинским оборудованием, компьютерами, новыми радиостанциями Motorola, что позволило получить устойчивую радиосвязь на всей зоне обслуживания – 80 километров от центра города до самого отдаленного населенного пункта.
Эксперимент предусматривал дальнейшее партнерство двух стран — США и России, а также совершенствование взаимодействия «скорой» с другими медучреждениями, между приемным покоем и реанимационным отделением городской больницы, интеграцию с оперативными службами, участвующими в ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и техногенных катастроф.
— Мы под этот эксперимент получили транспорт и оборудование, проучили практически весь персонал скорой помощи, инспекторов ГАИ, планировали обучить пожарных, чтобы эти люди могли оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Мы с интересом учились всему новому, работали и ждали результатов. Но отсутствие средств и наше российское законодательство не позволили довести эксперимент до конца. И все же это было полезное и нужное дело. Водители «скорой» тоже прошли обучение на базе нашего медучилища, они могли помогать фельдшеру или врачу оказывать медицинскую помощь, да и наши специалисты много полезных знаний получили от американских коллег, — рассказывает Людмила Басова.

Наших больных лечили сами

Продолжаем наш разговор с Надеждой Тургеньевной Новиковой и Викторией Михайловной Макаренко. Врачами на «скорой» они отработали более тридцати лет.
В начале 1980-х годов в Партизанске и прилегающих к нему селах насчитывалось 68 тысяч жителей. Сейчас в эту цифру трудно поверить.
Обслуживали население шесть бригад, включая инфекционную, а еще одна транспортировочная.
— Тогда тоже возили много больных в Находку, Владивосток?
— Нет, такого не было. Крайне редко возили тогда пациентов в другие города. Медики Партизанска в большинстве случаев справлялись своими силами и сами лечили своих пациентов. Работали все отделения больницы – от роддома до неврологии, специалистов хватало. Не было нужды куда-то возить.
Сегодня организация работы скорой помощи во многом отличается от прежней. Из-за пандемии коронавируса и пожара в стационаре горбольницы важнейшим делом стала маршрутизация. Теперь медики скорой помощи доставляют пациентов в другие города – в Находку, Владивосток, а еще в соседний Партизанский район. Рожать, делать операции, лечить от коронавируса.
Многое из нашего разговора не вошло в этот материал. Если все написать, от праздничного настроения и следа не останется.
— Но не все же так плохо?
— Есть и хорошее, — охотно соглашаются доктора. – Машины новые, специалистов толковых – фельдшеров и медсестер наш медицинский колледж готовит, оборудование современное, форму медикам выдают, лекарств хватает. Не то, что в девяностые, когда на смену шесть ампул анальгина выдавали, не говоря о других препаратах. С зарплатой получше сейчас, но, конечно, лучше бы побольше!
Бывали времена, когда ее и вовсе по четыре месяца не выплачивали, а люди никуда не уходили. Да и куда уйдешь, когда по всей стране разруха. Теперь проще место работы поменять: в соседнюю Находку устроиться, где платят больше, или в частную клинику.
Те, кто отработал на станции тридцать лет и более, помнят, как сотрудники «скорой» на митинги к администрации города прямо на машинах приезжали. Это уже в начале 2000-х было. Стояли в полной боевой готовности, на случай вызова. Оказывали помощь пациенту – и назад. В те годы руководил городом Владимир Григорьевич Бандюков. Вот ему и приходилось за все правительство ответ держать: перед бюджетниками, шахтерами, коммунальщиками. Мало он чем мог помочь, конечно, но старался, хоть чем-нибудь…
— А вот сейчас, в эту пандемию коронавирусную, сложнее работать?
— Да нормально работаем. Инфекционная бригада у нас отдельная есть. Но на каждом дежурстве у меня бывает хотя бы один больной ковидом, — рассказывает врач «скорой» Виктория Макаренко.
Есть жертвы коронавируса и среди фельдшеров нашей скорой помощи. Одна сотрудница умерла, заразившись на дежурстве, другой стал инвалидом второй группы. Работа на «скорой» сложная, опасная, тяжелая. И в аварии попадают, и психические больные угрожают, пьяные с ножом нападают, и наркоманы наркотики требуют.
Всякое в их работе бывает. И пациенты тоже разные. «Бахилы наденьте!», — случается, требуют. А по технике безопасности работникам скорой помощи, между прочим, носить бахилы запрещено. А есть совсем другие больные и их родственники: и машину у подъезда встретят, и тяжелые чемоданы с оборудованием донести помогут. И через много лет встречают и благодарят за то, что жизнь спасли.
Надежда Новикова тридцать лет отработала врачом на «скорой». Дважды ей довелось практически с того света вытаскивать людей:
— Полчаса оживляли молодого мужчину. Я говорю фельдшеру Лене Коровиной: «Все, бесполезно, умер!». А она: «Давай еще раз!». Разряд – и оживили! Через год нашел нас, благодарил.
В фотоальбоме, который принесла с собой Людмила Басова, есть снимки и спасенных пациентов. Среди них фотография того самого мужчины, которого во время автомобильной аварии буквально «прошило» трубой леерного ограждения. Трубу в двух сторон обрезали, в таком виде пациента в больницу и доставили. Спасли! Как и того, что грудную клетку «болгаркой» себе разрезал. Было видно сквозь рану, как сердце бьется.

Спасибо, «скорая»!

Очень часто пациенты не знают ни имен, ни фамилий своих спасителей. Практически невозможно всех сотрудников городской станции скорой помощи назвать и в газете. Вот лишь немногие имена. Врачи Марина Бобрышева, Ольга Коровина, Вера Угай, Евгений Курочкин, Александр Сим, Александр Саенко, Надежда Новикова, Виктория Макаренко.
Водители Виктор Хромов, Сергей Азралькин, Александр Кирясов, Анатолий Дресвянских, Сергей Фомин, Владимир и Николай Альшевские.
Пришли молодыми девчонками, работали фельдшерами на вызове, а затем диспетчерами – Лидия Михальчук, Ольга Васильева, Елена Серова, Наталья Стороженко, Валентина Ширкова, Анна Мартынюк, Екатерина Лепская.
Диспетчеры «скорой» всегда на переднем фланге. Хоть и ругают их часто пациенты и родственники, а они просто выполняют свою работу. Коллеги вспомнили, как диспетчер Тамара Степанова приняла один вызов. Звонила молодая мама: ребенок у нее кряхтит. Ну, и что здесь такого, а Тамару Николаевну вдруг что-то насторожило. Отправила бригаду, а там малыш уже практически без сознания. Что это: опыт, интуиция?
Более сорока лет отработали на «скорой» фельдшеры Тамара Степанова, Тамара Ковалева, Надежда Фомина, Тамара Глушакова, Алла Харченко, Людмила Блинкова, Галина Белокрылова. И сегодня продолжают трудиться Алита Казанова, Евгения Гончарова, Татьяна Лесникова, Ольга Редлих, Татьяна Какодей, Татьяна Яцкова, Надежда Харченко.
Анна Полькина более 30 лет трудилась статистом. А Валентина Ивановна Вельдясова, которая пришла на «скорую» в 1968 году, работала фельдшером, потом старшим фельдшером, и кадрами заведовала, и военным учетом, и табели рабочего времени вела. И все успевала, и ничего не забывала.
Среди кипы архивных документов и записей, которыми поделилась Людмила Ивановна, нашелся листок со стихами неизвестного автора: «И выезжаем, выезжаем, о сне и пище забываем, частички сердца своего на каждом вызове теряем. Как нужно людям сострадать, святую клятву соблюдать, через себя переступая, издевки, глупости прощать, лететь по первому сигналу и вновь спасать, спасать»…

Елена СНЕГИРЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.