От моря Баренцева — к Японскому

18.09.2020

На море можно не только купаться, но и, например, расписывать камушкиОбычно мы публикуем истории путешествий наших земляков, побывавших в экзотических странах или больших городах страны. А сегодня расскажем о впечатлениях детей, впервые побывавших и в Приморском крае, и на Дальнем Востоке.

Глава семьи Михаил, прилетевшей в Приморье почти на полтора летних месяца, сам из местных, партизанских, в город приехал с родителями в возрасте одного года. Его родители, Юрий и Галина Вдовины, сразу после окончания Иркутского политехнического института приехали работать в Партизанск в 1981 году. Выпускникам по окончании вуза предложили по распределению работу на выбор в Артеме, Тавричанке или в Партизанске. Выбрали наш город.
Молодые специалисты устроились работать участковыми маркшейдерами, Галина — на «Глубокую», Юрий — на «Центральную», позже глава семьи работал главным маркшейдером на «Нагорной». Трудились вплоть до закрытия шахт.
Старший сын Михаил, окончив школу в Партизанске, учился в политехническом университете, после которого, поработав в Находке, уехал из Приморья. Работал в Астрахани, на Сахалине, Ямале в Мурманске менеджером проектов, начальником отдела механизации, специалистом и заместителем начальника управления капитального строительства.
В этом году он с детьми, Никитой, Миланой и Егором, 13, 11 и восьми лет, решили провести отпуск в Приморье. Остановились в Находке, но за несколько недель не раз побывали и в Партизанске. Хотя, в основном, как для большинства жителей края, так и его гостей, отдых, прежде всего, сводился к поездкам на берег моря. Если Михаилу и старшему сыну Никите Японское море не в новинку, Милане и Егору пришлось с ним познакомиться впервые.
И знакомство это было для маленьких северян весьма волнительным. Это наши местные дети, едва добравшись до кромки воды, ныряют в волны без сомнений. Непривычные к морю ребята заходили в воду аккуратно, сначала по щиколотку, потом по колено…
У Миланы уйма вопросов: «А медузы здесь есть?», «А змеи?»…
Наша маленькая гостья – девочка начитанная, а потому и фантазия у ребенка богатая. Позже, по секрету, рассказала-таки, что ей все время мерещилось, что в море ей обязательно повстречается кто-нибудь опасный и страшный.
А вот сесть в удобное походное кресло с книгой и читать под шум прибоя – то, что нужно.
У сильного пола – занятия практические, мужские. Когда палаточным лагерем обосновались на несколько дней в бухте Ежовой, мальчишки много помогали взрослым с установкой лагеря, разжиганием костра. Егор первым делом очистил пляж от мусора – набрал огромный мешок и выдохнул: «Вот теперь у нас чисто». Таким туристам Приморье всегда радо!
Вместе с взрослыми много гуляли по берегу бухты. Огромные, округлые валуны в море, по которым можно было прыгать, не намочив ноги, и остановиться на краю морского сада камней, чтобы увидеть, как совсем рядом, с шумом разбиваются о камни волны и бесконечное, скрывающееся за горизонтом море, ощутить мощь природы и морской стихии.
Михаил надеется, что детям запомнятся волны Японского моря.
— За четыре года жизни на севере, в Мурманске и Санкт-Петербурге, совсем отвык от таких черных-черных ночей, — делится он впечатлениями.
И ночи, и теплые летние приморские дни для Миланы и Егора вообще в новинку. Они родились в Мурманске, но побывать на родине мамы, в Находке, очень хотели. Северным детям наш климат показался достаточно теплым. Правда, к купанию в море все же нужно было привыкнуть. Егор вообще до этой поездки на море особо не бывал. Видел и Баренцево, и Балтийское, но чтобы так, валяться на песке и бежать купаться, как только захотелось – нет.
Первые дни Милана собирала едва не все подряд ракушки и круглые цветные камешки. Ей непременно хотелось увезти их с собой в Питер, чтобы подарить всем своим друзьям, для большинства из которых Приморский край, Партизанск и Находка – далекие, неведомые земли.
В отличие от Миланы и Егора, старший Никита – путешественник со стажем. К своим 13 годам он успел побывать в Сибири, Краснодарском крае, Бурятии, Казани и за рубежом: в Финляндии, Норвегии, Швеции, Китае, Тайланде. Когда собрались в Приморье, очень обрадовался.
— Японское море ни с Черным, ни с Балтикой не сравнить, — говорит Никита. — Когда уехали из Приморья, очень скучал, хотел вернуться. Теперь, когда уже год живем в Питере, скучаю по Мурманску. Мне со сверстниками из северной столицы сложнее поначалу было общаться. По сравнению с ребятами приморскими или мурманскими, они уж слишком домашние дети.
Больше всего нашим гостям понравилось отдыхать в Лазовском районе. А любимым пляжем стал тот, что напротив заповедного острова Петрова. Хотя с экскурсией на сам остров попасть и не получилось по причине неспокойного моря.
Довелось нашим ребятам побывать и на одной из самых посещаемых гор Приморья, окутанной мистическими тайнами, – Пидане.
— Это было непросто, — говорит Милана.
— Зато очень круто, — добавляет Егор…
На довольно проходимой машине подъехать удалось практически к самому подножию. Дождя не было, и это радовало. Дорога шла через лес. Не успели дойти до основного подъема, как началась морось. Решили не возвращаться и продолжили путь. Как только лес остался позади, дождь прекратился, а все вокруг затянуло густым туманом. Шли по каменным валунам к вершине и непременно хотели до нее добраться. Но едва подошли к концу каменного плато, вновь начался сильный ливень. Пришлось вернуться – уж больно еще юны путешественники.
— Не пустила нас в этот раз гора к себе на вершину, прогнала сильным дождем, — говорит Михаил. – Попробуем в другой раз!
Что ж, значит, будет еще повод вернуться в Приморье и покорить Пидан. А, может, еще не одну приморскую вершину…

Татьяна ЩЕЛКУН.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.