Путешествие по рекам Якутии

19.02.2021

В городской библиотеке Находки, это было в 2016 году, я узнала о предстоящем сплаве по рекам Якутии. Руководителем похода был Геннадий Козлов. Подготовка к путешествию проходила в его доме, куда приехала команда.

Обсудили намеченный маршрут — сплав по якутским рекам Синей, Буотама и Лене. По этим диким, мало посещаемым местам в год проходит всего около 350 туристов. Мурашки бегали по коже от предвкушения будущего путешествия…
Распределение общего снаряжения – очень ответственный момент. Приходится нести катамаран, плот, весла, спасательные жилеты, котелки, палатки, инструменты: топор, пилу, клей, а также продукты для восьми человек на месяц. Плюс личные вещи, а также болотные сапоги, москитная сетка, спальный мешок и прочее.
Накануне похода в новостях передали, что в июле выпал в Якутии снег, и дети лепят снеговиков. Я не представляла себе лето с такими аномалиями, но все же решила ехать. Купили билеты на поезд до станции Томмот. Затем в течение шести часов микроавтобусом ехали до реки Лена. Прибыли в три часа ночи, когда уже занимался рассвет, и среди елей поднималось на горизонте алое солнце.
Переправились на пароме на другой берег, и в Якутске остановились у моей гостеприимной подружки Людмилы. Ее внуки с радостью рассказывали знакомым и соседям, что к ним приедут туристы из Приморья и будут спать в коридоре, на кухне, в зале… Однако, посетив достопримечательности города и отметившись в МЧС, вечером вновь отправились в путь, навстречу вездеходу, который должен был доставить нас через тайгу к реке Синяя. Впервые в жизни я увидела диких лохматых лошадей, огромные кусты красной смородины и удивительно красивые пылающие закаты солнца. Удивительная, загадочная Якутия!
Начало похода было в радость. Весь маршрут Геннадий Козлов четко просчитал по времени, и все шло по плану, включая договоренность с местными жителями о заброске вездеходом к месту назначения.
Переночевали на турбазе у реки Синяя. Утро было солнечным и приветливым, не считая огромных черных комаров, тучами сидевших возле кострища. На завтрак приготовили белые грибы, которые росли в изобилии, заварили цветки иван-чая, растущего на огромных полянах. По команде Геннадия все дружно перенесли вещи на берег реки и, подготовив к сплаву наш флот, мы начали свое путешествие в 126 километров по реке Синей.
Геннадий повторял: «Учитесь слушать природу». И мы слышали плеск воды, перекаты реки и ощущали ее прохладу, шелест травы, шум деревьев и пение птиц…
У живописных Синских столбов, внесенных во Всемирное наследие Юнеско, мы делали остановки, подымались на вершины скал. Собирали грибы, дикий лук и чеснок, ловили рыбу. Ели голубику до оскомины, ягоды шикши, утоляющие жажду, а морошку и голубику со сгущенкой… Как же это вкусно!
Якутия радовала нас жаркой погодой, и мы купались в бодрящей воде реки Синяя. Останавливались на ночлег и на песчаных берегах, и на брусничных полянах, на мхах, на камнях, в кедровых борах и под высокими скалами на берегу реки.
Спустя три дня мы встретили группу туристов на байдарках из Иркутска, потом ребят из Якутска, пригласили к себе на обед, душевно пообщались. Они подарили нам блесны для ловли рыбы, оставив приятные воспоминания о дружеской встрече. Довелось нам увидеть вооруженных эвенков, объезжающих на лошадях свои владения, распределенные между общинами. Они оказались приветливыми и отзывчивыми людьми – на кордоне подзарядили батареи для наших фотоаппаратов.
Так мы добрались до Синска. Расположились лагерем на берегу реки рядом с этим населенным пунктом. Купили у местных жителей парного молока, познакомились со Светланой Петровной, пенсионеркой, простой гостеприимной женщиной, которая нас угостила свежей крупной речной рыбой для ухи. Потом принесла в наш лагерь поллитровую баночку домашней сметаны, в которой стояла ложка, угостила от души. Пригласила попариться в бане. Люди встречались нам приветливые и радушные.
Поселок Синск расположился на зеленых скалистых берегах реки Синяя, где расположена стоянка с множеством лодок, которые являются основным средством передвижения. А выше стоят домики, которым уже по сто лет. На длинной лавочке — заваленного дерева вечерами собирается молодежь: смеется, шутит, поет песни. И мы посидели на этой лавочке, с высоты любовались окружающей живописной красотой Синска. Там же встретили местных женщин с ведрами ягоды голубики, которые возвращались рекой на лодках и поднимались по берегу. Они угостили нас ягодой и радовались щедрому урожаю голубики.
Непогода с сильным порывистым ветром и дождем задержала нас в Синске, Геннадий принял решение переждать непогоду. А вот группа из Москвы с иностранцами, сплавляющаяся на байдарках, под сильным попутным ветром решила идти по реке Лене дальше. Отчалив, через пять минут они уже скрылись в пелене дождя.
Настоящие туристы знают, как важны в походе безопасность, ответственность за жизнь и здоровье товарищей по команде. С Геннадием Козловым в походе надежно. Именно он, как руководитель, в незнакомых, труднопроходимых местах шел первым, проводя разведку, и, убедившись в безопасности пути, давал команду двигаться дальше.
Мы переждали тот сильный ливень на берегу Лены в палатке. А когда он закончился — увидели огромные табуны лошадей и красивый бордово-алый закат солнца. Незабываемое зрелище.
Дождавшись хорошей погоды, Геннадий дал команду приготовиться, и через сорок минут мы переплыли на противоположный берег Лены, дружно справившись с быстрым течением полноводной реки, которая после частых и обильных дождей разлилась и стала очень широкой.
Впереди нас ждали Ленские столбы, которые растянулись на сорок километров вдоль берега реки Лена. Ландшафты Ленских столбов напоминают каменный лес высотой до ста метров. Вершины освещались солнечными лучами и переливались красным цветом. Как грозные стражи они стояли над водой, суровые и молчаливые, и только ветер шумел между ними и прибоем речной воды обмывал подножие.
По пути мы встречали множество речных судов — барж, катеров, теплоходов, с которых нас приветствовали пассажиры, а мы приветствовали их.
Затем мы сделали остановку возле песчаных барханов, песков — тукуланов, протяженностью до пяти километров. Мы поднялись на них и оказались в северной пустыне, где алыми цветами, как кочки, растет иван-чай. Песок был очень теплым, даже горячим, мы падали и лежали на песке, и не верилось, что все это происходит с нами наяву. Саха-Якутия не переставала нас удивлять, а наш командир Геннадий Козлов искренне радовался тому, что смог показать нам все эти уникальные места с знаменитыми Ленскими и Синскими столбами.
Жители Якутии выражали свое гостеприимство по-разному. Одни на лодке нас сопровождали по реке Лене с песнями, звучащими из транзистора, пританцовывая и подпевая. Другие на турбазе Буотама, на которой мы остановились из-за шторма на реке Лена, предоставили нам бесплатно домики для ночлега и баню на озере. Нечасто их турбазу посещают путешественники из Приморья. Подсказали, что мы можем посмотреть на ферме канадских бизонов, что мы и сделали и были очень довольны. В общине эвенков нам подсказали лучшие места для ночлега…
По речке Буотама мы не пошли сплавом из-за сильного наводнения. Якутия подарила нам самые позитивные эмоции, удивила простотой души нашего народа и бескорыстным гостеприимством. Чем меньше и скромнее были поселки и деревеньки, тем проще и приветливей люди. Последняя ночь в Якутии выдалась дождливой, но мы решили, что природа готовила нам удачную обратную дорогу к дому. А мы лишь сожалели, что столько еще не успели посмотреть в этом замечательном краю.
Но все же, очень хотелось домой. После трех недель жизни наедине с природой, без удобств, электричества, телефона и телевизора, с едой, приготовленной на костре, водой из реки — здоровья у нас прибавилось! Мы возвращались домой с бронзовым загаром, стройные и энергичные, веселые и довольные восхитительным путешествием по Якутии, благодаря нашему капитану и наставнику Геннадию Евгеньевичу Козлову, который открыл нам дальние горизонты, помогая изменить отношение к жизни. Походы с этим неутомимым путешественником — это всегда новые маршруты, открытия, красивые места, впечатления, испытания неизведанных мест, которые оставляют в памяти самые яркие и неповторимые моменты.
Реки Партизанская, Водопадная, Тигровая, Маргаритовка, Киевка, Кема… но особенно красива быстрая река Милоградовка в Лазовском заповеднике с разными порогами – Голубыми, Розовыми, Черными скалами и множеством скальных коридоров и водопадов, порогов и перекатов, которые Геннадий запланировал пройти сплавом и успешно осуществил намеченное.
После каждого сплава, после каждого похода с Геннадием Козловым чувствуешь себя уверенней в завтрашнем дне, веришь в то, что можно преодолеть все препятствия и решить все жизненные задачи: я это сделала, я смогла, я выдержала, я молодец!