В ритме жизни двух столиц

02.07.2021

Деревья - большая редкость для Невского проспектаНаш корреспондент вернулся из недельной частной поездки по Москве и Санкт-Петербургу и поделился впечатлениями о том, какой за это короткое время удалось увидеть жизнь двух мегаполисов.

Мегаполис – это живой организм, который никогда не спит. С ночи шумит коммунальная техника, вывозит мусор, поливает дороги и тротуары, к 6 утра бегут к метро первые пассажиры. Спешат доставщики еды и цветов, снимают видео блогеры, на улицах толпы туристов, проносятся люди на электросамокатах, буквально на каждом углу их можно взять напрокат, как и велосипеды. С наступлением сумерек закипает шумная ночная жизнь – кафе, бары, танцы, прогулки.
В шумном мегаполисе из бетона, гранита и стекла особенно начинаешь ценить нашу буйную партизанскую зелень – у нас можно укрыться от палящего зноя в тени под деревом, а не шагать под жарким солнцем сотни метров мимо офисов и производственных зданий.
Желания остаться и жить там не возникает, уж очень все либо долго, либо суетно, мы привыкли к другому укладу жизни. Большие города – это в первую очередь большие расстояния. Большие настолько, что нам, провинциалам, очень трудно привыкнуть к тому, что на дорогу в пределах одного населенного пункта можно тратить столько времени. У нас все «присутственные» места, госучреждения, банки, супермаркеты расположены в центре города, буквально на соседних улицах, и можно от одного до другого неспешно пройти пешком. У нас всегда есть где припарковать автомобиль, на улицах нет зон платной парковки или платных дорог, многочасовых пробок. А это значит, что остается больше времени на простую размеренную жизнь. В больших чужих городах все в смартфонах – карты улиц, схемы метро, службы заказа такси, еды, билетов в цирк, кино, музей и театры…
Для столичных жителей привычно добираться каждый день на работу и с работы в один конец по часу и более. Правда, стоить поездка из одного конца города в другой может всего около полусотни рублей в общественном транспорте, и ходит он с раннего утра и до полуночи, а то и дольше. Потому москвичи не понимают нас, когда речь заходит о том, что ездить работать в соседнюю Находку может быть дорого, долго и неудобно.
Во время книжного фестиваля Красную площадь перекрыли на три дняНа улицах не редкость контейнеры для раздельного сбора мусора и бесплатные общественные туалеты. В магазинах можно сдать в переработку батарейки, крышечки от пластиковых бутылок, ставшие ненужными пластиковые карточки, купить и оставить продукты для многодетных, родителей детей-инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, инвалидов.
В общественном транспорте оплата преимущественно «безналом», достаточно приложить банковскую карту или проездной билет к специальному терминалу. В метро без этого не откроется турникет, пускающий к эскалатору. А вот в наземном транспорте свои особенности. Входим в салон, прикладываем карту к платежному терминалу. В Москве в автобусе может не быть кондуктора, который следит за тем, оплатили проезд все пассажиры или нет. Но на любой остановке может войти контролер и выписать штраф за безбилетный и безмасочный проезд. Как проверяет оплату? Специальным прибором сканирует вашу карту или проездной. В Петербурге контролеры всегда в салоне наземного транспорта. Можно и «безналом», и наличными проезд оплатить, и вопрос задать. Причем в Питере остановки и важная информация объявляются в салоне на русском и английском языках по громкой связи и на табло бегущей строкой. Например, напоминают о необходимости носить маски, уступать места пожилым и беременным, пассажирам с детьми.
Бывает, у нас жалуются на плохое состояние остановок. Но в столицах павильона на остановке общественного транспорта может попросту не быть – табличка на столбе над тротуаром с указанием транспорта, который здесь останавливается, его интервалом движения, наименованием этой точки на маршруте.
Петербург на этот раз неприятно удивил своей неухоженностью – нескошенная трава на обочинах дорог на многие километры. Обрезаны декоративные кустарники – и здесь же брошены порубочные остатки. В историческом центре, в Александровском парке с уменьшенными копиями главных архитектурных достопримечательностей — тоже трава по колено и репейники по пояс. На Марсовом поле из кустов с пионами выглядывает сорная трава. Но есть и уютные, ухоженные газоны, на которых отдыхают жители – загорают, устраивают пикники.
А Москва, кажется, все время перестраивается, строится и реконструируется. Возводятся скоростные трассы, набережные, скверы и мосты. Большая реконструкция прошла на ВДНХ, дав вторую жизнь этому месту отдыха. Интересно почитать обращения к посетителям, призывающие сохранять зеленые насаждения: «Пожалейте траву, она еще молодая!», «Как хочется иногда не мусорить!», «Люди! Вы не звери. Берегите цветы!».
Объект недоступен
Нужно учитывать, собираясь в поездку, что возможно не удастся побывать в каком-либо популярном месте, посмотреть на известный памятник. Например, не сразу удалось попасть в Александровский сад у стен Кремля – там шла репетиция перед Днем памяти и скорби, можно было издалека увидеть парадные расчеты. Памятник Минину и Пожарскому был на реконструкции. Придя на Красную площадь, обнаружили, что она перекрыта со всех сторон — там три дня шел книжный фестиваль. Вход бесплатный, но нужно зарегистрироваться на сайте и получить электронный билет на любую из площадок. Показываем его волонтерам на экране смартфона, затем проходим пост полиции – рамка металлоискателя, досмотр личных вещей – и вы на площади. Правда, открыточных видов все равно не выйдет из-за книжных рядов и нескольких сцен.
В Питере Дворцовая площадь была занята большой сценой для праздника «Алые паруса». В популярных местах развернулись фан-зоны для футбольных болельщиков чемпионата Европы. На реставрацию был закрыт верхний сад Петергофа.

Об ограничениях

В середине июня, накануне поездки, уже активно говорили о третьей волне пандемии коронавируса в стране, о значительном подъеме заболеваемости в регионах, а особенно – в Москве и Санкт-Петербурге. И, следовательно, о новых ограничениях. Что на тот момент было в действительности?
В аэропортах на входе всем пассажирам измеряли температуру. В самолетах каждые три часа замена масок, необходимо на протяжении всего полета быть в маске, закрывающей и рот, и нос. За агрессивный отказ выполнить это требование с нашего рейса Москва-Владивосток был снят пассажир после долгих препирательств с сотрудниками транспортной полиции и службы безопасности аэропорта. В салон он уже не вернулся, а вылет был задержан почти на час.
В Москве в метро почти все пассажиры в масках, единицы – в масках и перчатках. На всех станциях метро, переходах между ними, в вестибюлях установлены автоматические санитайзеры для бесплатной дезинфекции рук, и пассажиры ими активно пользуются.
Общепит был заполнен посетителями, на летних террасах кафе, на популярных пешеходных туристических улицах, в скверах и парках, в торговых центрах – ажиотаж, многочисленных зрителей привлекали выступления уличных музыкантов. В парке «Зарядье» была закрыта маленькая детская площадка, при этом на остальной территории, в том числе, на большом мосту с прозрачным ограждением, было не протолкнуться.
В одном кафе с фаст-фудом на входе каждому посетителю выдают маску, одноразовые перчатки, бесконтактно измеряют температуру, внутри заказ оформляется у специального терминала, соблюдается социальная дистанция на выдаче. В другом фаст-фуде по соседству клиенты, особенно молодежь, разве что не на голове друг у друга стоят в маленьком зале у кассы и места получения заказа, и никто не следит ни за каким порядком.
Когда стали вводиться новые ограничения, были закрыты московский зоопарк, аттракционы питерского «Диво-острова», отменялись концерты. Но при этом в том же Санкт-Петербурге после Международного экономического форума идут игры чемпионата Европы по футболу с болельщиками из-за рубежа и из всех регионов страны, а еще отгремел большой праздник для десятков тысяч выпускников «Алые паруса» — без масок и социальной дистанции… Неудивительно, что в столицах получается настолько высокий суточный прирост заболевших, если и люди сами не готовы себя беречь, и проконтролировать такое количество населения даже при наличии камер наблюдения и QR-кодов весьма непросто, и сами столичные власти избирательно относятся к проведению массовых мероприятий.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.