Нила ЗАДОРОЖНАЯ: «Мой источник вдохновения»

11.11.2020

«С ней разговориться, что меду напиться…». Так говорят о Ниле Задорожной ее собратья по перу из писательского сообщества Партизанска.
Нила Ульяновна – человек основательный, ответственный, влюбленный в язык, слово. Наверное, поэтому она все тщательно записывает, и во всем у нее система. Она хранит все книги писателей нашего города, собирает все газетные публикации, делает заметки после каждой серьезной встречи. И из всего этого потом рождаются рассказы, газетные статьи. А главное, она умеет заразить своей любовью всех, кто с ней общается; умеет и вдохновить, и убедить, и заставит поверить, что при наличии жизненного опыта писать можно научиться. С ее легкой руки стали писать те, кто ранее в себе не находил такого призвания. Да ведь и я свои стихи показала ей первой, когда группа «литовцев» проводила с моими учениками творческую встречу. Она их продержала некоторое время, а потом пригласила на беседу, и было по справедливым правкам заметно, что она обращалась с моими стихами гораздо серьезнее, чем я на тот момент. Она понимает и ценит влияние литературы на детей, сама пишет сказки и трогательные рассказы для маленьких читателей. Она радуется, даже если ребенок только подержал книгу в руках или с любопытством посмотрел на нее.
Нила Задорожная хорошо известна горожанам, ведь она с детства живет в Партизанске. А родилась на Украине. Тогда многие искали счастья на восточной окраине страны. Вот и ее семья прочно обосновалась в Сучане. Мама Нилы Ульяновны — Антонина Бараз со своей старшей дочерью Ритой уже с середины 50-х годов двадцатого столетия состояли в литературном объединении при редакции газеты «Красный сучанец», а потом привлекли и Нилу к литературному творчеству. И здесь она нашла профессию, которая стала для нее источником вдохновения на всю жизнь. Окончив ДВГУ, отделение журналистики, трудилась в газетах Партизанска, Находки, Владивостока. Она член Союза журналистов СССР. А кроме основной работы более тридцати лет была душой ЛИТО «Родник», его Берегиней. Во всех коллективных сборниках «Родника» есть ее публикации. Есть и авторские книги «В пути», «Солнечная любовь», «А с крыш капало», «Федот и сын», «Как лесничий невесту искал», «По вере вашей будет вам…» Это и стихи, и рассказы, и сказки. А еще Нила Ульяновна бережно относится к литературному наследию мамы и сестры. И надо отметить ее активную гражданскую позицию. Она участвует в различных литературных конкурсах, фестивалях, завсегдатай культурных мероприятий, выставок и концертов.
Каких только наград ни заслужила она за свою творческую и профессиональную жизнь! Вот некоторые из них. Награждена Почетным знаком Партизанского городского округа «За вклад в развитие литературы и активную общественную деятельность», медалью Департамента культуры Приморского края «За заслуги в культуре и искусстве», Благодарностью министра культуры Российской Федерации «За большой вклад в развитие отечественной литературы». В честь 85-летия нашего городского литературного объединения ей торжественно вручили удостоверение «Почетный член ЛИТО «Родник». За тридцать лет этого звания удостоены всего шесть писателей.
Нила Ульяновна Задорожная все свои силы, умения и опыт отдает, чтобы наш «Родник» жил и «журчал» своими новыми творениями. Одну из комнат своей небольшой квартиры она превратила в рабочий кабинет и проводит там встречи с начинающими и опытными писателями, и для всех найдет доброе слово, окажет поддержку в издании книги, организует выезд литераторов в соседнее село, в школу или детский сад.
Весной мы отметим 85-летний юбилей этой удивительной и работоспособной писательницы, неравнодушного и достойного человека нашего города. И мы ждем от нее новых рассказов, выхода новой книги. Она для нас пример ответственности перед читателями, трудолюбия и активной жизненной позиции.

Ирина ПАСКАНОВА,
руководитель ЛИТО «Родник»


Цветок ответил благодарностью

Я купила луковичку цветка, на который засмотрелась у своей знакомой. Поставила горшок с посаженной луковичкой на табуретку между моим письменным столом и окном.
Вскоре появились первые листочки, которые бодро удлинялись и достигли уже шестидесяти сантиметров. Я все гадала, какого цвета будут цветы, гладила темно-зеленые упругие листочки, удивлялась, почему они тянутся не вверх, а располагаются горизонтально во все стороны. «Наверно, им не нравится прохладный воздух, идущий из постоянно открытой форточки», — подумала я и перенесла цветок в другую комнату, поставила его рядом с пышной мятой на журнальный столик. Горшок с быстро выросшим цветком оказался тяжелым.
Я попыталась собрать длинные листья в пучок, чтобы удобнее было перенести его. Получилось уложить листья на плече. Осторожно ступая, направилась в другую комнату. Один листок все же соскользнул и в неудобной для себя позе хрустнул. Я услышала это и огорчилась.
Когда горшок был поставлен рядом с мятой на новое место, я проверила все листочки, обнаружила сломанный. Оказалось, он был поврежден в двух местах. Хорошо, что это было на небольшом расстоянии друг от друга.
Что делать? Как сохранить для цветка его такой сильный, здоровый, красивый лист? Решила быстро наложить шину, как бывает у людей при травме. Для этого использовала новый карандаш, оказавшийся под рукой. Его длины вполне хватило. Обвязала лист голубой лентой, лежавшей в шкатулке вместе с катушками цветных ниток, и удобно уложила его, чтобы растению не было больно.
Я давно знала, что растения, как и человек, могут испытывать боль. Биологи проводили эксперименты и рассказывали в печати об удивительных результатах: растения способны видеть, любить, помнить, думать, обижаться, страдать, ненавидеть. Одним словом, они имеют сознание и чувства.
Оказав помощь молодому цветочку, я задержалась около него, прислушалась, посмотрела на остальные цветы, стоящие на подоконнике, и ощутила молчаливый взгляд их, настороженный, ожидающий и в то же время сочувствующий, обращенный на неожиданного новосела.
Обычно мята приветствовала меня потоком своего аромата, когда я поливала ее или невзначай задевала. На этот раз она притихла и не желала со мной общаться, хотя я и тормошила ее пышные веточки. Дня три-четыре я заходила в комнату, ласково разговаривала с цветком, поливала его, смотрела на поврежденный лист. Все растение как-то сникло, листочки стали более мягкие. В этой комнате все цветы по-прежнему проявляли ко мне недоверие. Так мне казалось.
Но к концу недели цветок стал набирать силы. Он явно поправлялся, а листочек стойко переносил испытание, оставаясь все это время зеленым.
Наконец-то мята удостоила меня своим ароматом, а еще через пару дней к своей радости я увидела толстенькую цветоножку. Неужели скоро зацветет?! Значит, простил меня цветочек, понял, что я желала ему добра. Говорят, что этот цветок распускается всего лишь раз в году. Я очень скоро увидела его первые два цветка, красные, красивые, похожие на лилию. Теперь ему хорошо. Листья тянутся вверх. Я выбрала для него удачное место.

Петушок

Вы, наверное, читали рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы»? Трогательный очень. Кратко напомню его содержание.
Дед пошел на охоту. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом, он выстрелил из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал, а дед пошел дальше. Сильно потянуло гарью. Он понял, что начался лесной пожар… Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал глаза, сзади уже слышался треск пламени.
Из-под ног у деда выскочил тот самый заяц с рваным ухом. Он бежал медленно: две задние лапы у зайца обгорели. Звери чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за ним, заяц вывел его из огня к озеру. Оба упали на землю от усталости. Дед подобрал зайца. Вылечил его и оставил у себя.
Перечитывая этот рассказ, я невольно вспомнила историю, которую услышала прошлым летом. Она произошла в районе лесхоза на одной из его улиц. Ворона пролетала над огородом и уронила украденного цыпленка. Хозяин избы вышел на огород и заметил, что трава недалеко от грядки шевелится. Он подошел ближе, увидел цыпленка и принес его в избу. Стал выхаживать, поить, кормить.
Хозяйка предложила подержать цыпленка до холодов, а потом… Держать его было негде и незачем. Старенькие супруги давно отказались от коровы, кур и уток. Садили немного овощей да цветы под окнами избушки. Обедая, дед поднимал цыпленка на стол, давал ему крошек, разглядывал его, разговаривал с ним. Супруги гадали, кто же вырастет из этого птенчика.
Шло время, становилось все яснее, что это петушок. Он стал пробовать свой голос, а потом и запел, будил хозяев по утрам.
Жил петушок на крылечке избы в полной безопасности: собаки и кошки у хозяев тоже не было. Убегать петушок никуда не собирался. Дед его любил и баловал, как ребенка.
Наступили холода. Надо было переводить петушка в дом. Хозяйка решительно запротестовала. Дед понял, что петушка нужно спасать, и отдал его соседям, у которых были куры. Он стал петь еще громче и веселее. А дед подходил к соседскому заборчику и радовался, наблюдая, как петушок важно и уверенно разгуливает среди пеструшек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.