Учиться быть родителем

25.11.2020

Специалисты продолжают помогать и после того, как ребенок обрел новую семьюНепросто бывает порой маме и папе найти общий язык со своими родными дочками и сыновьями, особенно в подростковом возрасте. А как выстраивать отношения с приемным ребенком, даже когда все складывается гладко и хорошо?

Для того чтобы решать эти вопросы вместе со специалистами, была создана служба социального психолого-педагогического сопровождения на базе Центра содействия семейному устройству Партизанска, который все еще продолжают называть детским домом. Это направление здесь было открыто в 2016 году, и к сегодняшнему дню вполне можно говорить об определенных результатах и наработках. Сегодня такое обучение обязательно для усыновителей, опекунов, попечителей, граждан, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Вместе с руководителем службы Евгенией Бугаевой социальный педагог Марина Шеина и педагог-психолог Олеся Горпенко проводят бесплатные занятия для тех, кто решил усыновить или взять под опеку детей. Это не только школа приемного родителя, которую прошли более ста взрослых из Партизанского городского округа и Партизанского района, но и различные консультации.
— Обычно, если супруги решают взять ребенка под опеку, то приходит кто-то один из них, тот, на которого оформляют документы, — объясняет Евгения Бугаева. – Но мы просим, чтобы все-таки мама и папа приходили вдвоем, прошли школу приемного родителя, и в дальнейшем у них не было разногласий в воспитании и общении с их подопечным.
Чему здесь учат, о чем рассказывают? В первую очередь, разбираются с мотивацией взрослых, решившийся на такой шаг. Если не сформированы мотивы, то ожидания не оправдаются. Не все знают о том, по какой причине ребята попали в детский дом, и уверены, что эти дети – круглые сироты. А ведь на деле зачастую это не так: и родители могут быть живы, и дети их хорошо знают и помнят.
В этой школе изучают особенности психофизиологического развития, трудное поведение детей, оставшихся без родителей, узнают, с какими сложностями можно столкнуться, взяв на воспитание ребенка, пережившего подобную утрату в своей жизни. Дети, живущие в семье, и дети, лишенные ее, не похожи друг на друга. И эти отличия нужно знать. На этом и основано обучение.
С помощью специальных упражнений взрослые на занятиях погружаются в свои собственные чувства, пытаются встать на сторону ребенка, понять его чувства в той или иной ситуации. Будущим приемным родителям задают домашние задания на мотивацию, помогающие понять, готов человек к такому шагу или нет.
Сюда приходят разные люди. У одних есть свои дети, но они выросли… У кого-то родных детей не было никогда, но они готовы подарить малышам или ребятам постарше нерастраченные любовь и заботу.
Когда набирается новая группа, специалисты определяют, на что лучше сделать акцент в занятиях. Например, если приходят люди, решившиеся усыновить ребенка, с ними подробно обсуждается, готовы ли они сохранять тайну усыновления, к чему это может привести, — и это очень серьезный вопрос, вызывающий бурные дискуссии.
Если есть какие-то сложности у кандидатов в родители, можно провести индивидуальную консультацию. Некоторым для внутренней уверенности самим нужно пройти психотерапию, проработать свои душевные травмы, чтобы спокойнее реагировать на обсуждение непростых тем, переживать их без слез.
Есть люди, которые воспринимают такое обязательное обучение спокойно и с интересом, они готовы получать новые знания. А некоторым важнее просто иметь документ о прохождении занятий. Уроки в школе приемных родителей обычно проводятся по воскресеньям, но расписание может меняться от пожеланий группы. Немного помешал коронавирус, с марта по июль был перерыв у одной из групп, часть занятий проводили дистанционно и по телефону, но лучше все же живое общение со специалистом.
В дальнейшем, когда окончен двухмесячный курс и ребенок устроен в замещающую семью, ее продолжают сопровождать специалисты. Происходит это ненавязчиво, как своего рода служба поддержки, но не контроля. Главное, по словам Марины Шеиной, чтобы люди знали, куда им обратиться, если возникла проблема, не стеснялись. Сложностей хватает и в родных семьях, а в приемных их может быть гораздо больше. И их надо постараться решить вместе.
Тем, кто хочет пригласить детей из Центра на временное пребывание в гостевую семью, например, на праздники, каникулы, такое обучение не требуется. Нужно взять справку об отсутствии судимости, пройти бесплатно медобследование в поликлинике, специалисты отдела опеки обследуют жилищные условия семьи и дадут заключение.
Не нужно проходить обучение близким, кровным родственникам, решившим усыновить или взять под опеку ребенка, — бабушкам, дедушкам, родным братьям и сестрам. Не требуется оно отчиму или мачехе, пожелавшим усыновить или удочерить ребенка своей супруги или супруга. А вот дяде или тете, готовым стать новыми родителями племяннику или племяннице, такая учеба необходима.
Главная задача службы поддержки – вернуть ребенка в кровную семью, если это возможно, помочь восстановить родительские права, если нет – рассматривается возможность воспитания в семье близких родственников при наличии желания и подходящих жилищных условий. Если и это невозможно сделать – тогда начинается поиск замещающей семьи.
Потому, даже если у мамы или папы есть судебное решение о лишении родительских прав, но они встали «на путь исправления», и есть желание и возможность воссоединиться с ребенком, то не стоит отчаиваться. Вполне возможно в этом случае обратиться к специалистам службы сопровождения за помощью в восстановлении в правах.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.