В зоне особого риска

13.11.2015

1516167О том, что может и должен социальный педагог

В октябре в Партизанске прошел обучающий семинар для социальных педагогов и заместителей по воспитательной работе образовательных учреждений округа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Данные городской комиссии по делам несовершеннолетних свидетельствуют о том, что практически во всех учебных заведениях, за исключением двух-трех в округе, есть учащиеся, которые состоят на учете, попав в поле зрения правоохранительных органов, совершив правонарушения. Еще больше детей находятся в так называемой “зоне риска” — проживая в неблагополучных семьях с неработающими или пьющими родителями.
Все учреждения и инстанции, занимающиеся несовершеннолетними — образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной инспекции, общественные организации должны тесно взаимодействовать между собой, для чего и существует комиссия по делам несовершеннолетних, координирующая и объединяющая их работу.
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую поддержку может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение стать реальным защитником детей. Неоценима в этих случаях роль школьного социального педагога.
Именно он может своевременно изучить ситуацию в семье ребенка, выявить трудности, проблемы, поставить в известность соответствующие службы, чтобы оказать нужную помощь. Социальный педагог не должен ждать, когда к нему обратятся. В этической форме он сам “выходит” на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Инспектор городской комиссии по делам несовершеннолетних Елена Коротких обратила внимание участников семинара на то, что одна из результативных форм работы с детьми и родителями — общешкольные родительские собрания. Ряд этих мероприятий в школах города планируется провести в ближайшее время. Его тема — жестокое обращение с детьми и насилие в семье, с показом видеоматериалов и предварительным анкетированием учащихся.
Среди методических материалов, которые были розданы педагогам, имеется пример такой анкеты. Над вопросами, которые адресованы детям, должны задуматься и их родители. “Ссорятся ли твои члены семьи, ограждают ли тебя от скандалов, при ссорах кого тебе больше жаль, какие чувства ты испытываешь, наблюдая ссору, хочется ли тебе уйти из дома в такие моменты, известны ли тебе случаи, когда знакомых ребят избивают родители…”.
Наталья Блинова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Дружба”, напомнила участникам семинара, что одна из главных задач социальных служб — профилактика социального сиротства, иными словами, когда ребенок остается сиротой при живых родителях, которые не утруждают себя воспитанием, уходом и содержанием своих детей. Однако часто случается и такое, что семья просто испытывает материальные трудности. В любом случае, на помощь могут прийти сотрудники реабилитационного центра, проведя курс реабилитации для несовершеннолетних в возрасте от трех до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ребенок и самостоятельно, по личному заявлению, может попасть в это социальное учреждение.
Наталья Блинова рассказала и о работе лагеря отдыха при реабилитационном центре “Дружба”, который десять лет подряд занимается оздоровлением детей в летнее время. Ребятам очень нравится ходить в походы, ставить палатки, изучать окружающий мир, выезжать на море в бухту Лашкевича, где расположен лагерь Екатерининского дома-интерната. Печально, но среди воспитанников центра часто встречаются те, кто никогда, ни разу не купался в море и не бывал в настоящем кинотеатре…
Конечно, ни зимой, ни летом “Дружба” не пустует. Однако по сравнению с прошлыми годами, клиентов, как закон предписывает называть воспитанников центра, стало меньше. Возможно, предполагает директор центра, родители боятся, что детей у них отберут навсегда. Для того, чтобы они смогли убедиться в том, что их хотят не наказать, а помочь семье, и проводятся в центре дни открытых дверей. И задача школьных социальных педагогов активнее взаимодействовать с этим социальным учреждением и другими службами и организациями, занимающимися профилактикой детской безнадзорности и беспризорности.

Елена СНЕГИРЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.