Где шахты, там и станция

22.12.2021

Как выбирали площадку под строительство Сучанской ГРЭС

Для одного из крупнейших предприятий нашего округа, Партизанской ГРЭС, декабрь – месяц особый, многими датами знаменательный. В конце года энергетики нашего города отмечают не только свой профессиональный праздник, но и день рождения станции.

Автор книги «Партизанская ГРЭС. Время, события, люди» историк, сотрудник станции Андрей Антонов в издании, выпущенном в 2014 году к 60-летию предприятия, пишет о том, что «в связи с окончанием прокладки в 1934 году ширококолейной железной дороги до бухты Находка появилась перспектива строительства нового порта. Население Сучанской долины и прилегающих районов продолжало пользоваться керосиновыми лампами. Это были потенциальные потребители. Но самым главным потребителем оставались шахты Сучана. Становилось очевидным, что спустя несколько лет потребность в электричестве превысит возможность имевшейся ТЭЦ. Таким образом, город Сучан подошел вплотную к необходимости возведения новой электростанции мощностью не менее 24 тысяч киловатт».
Поскольку в электричестве больше всего нуждалось Министерство угольной промышленности, оно и проявило инициативу. Поиском нового места занимался «Сучануголь», и в скором времени оно нашлось. Сучанский горсовет постановил закрепить за трестом земельный участок между двух сопок в долине ручья Лозовый. Топографическую съемку в 1940 году выполнил трест «Примкрайпрогор» из Владивостока. В том же году утвердили и проектное задание, в соответствии с которым выполнялся проект Сучанской ГРЭС и жилого поселка. Но начавшаяся война внесла свои коррективы, и строительство пришлось перенести на неопределенный срок.
Однако мало кто знает о том, что Партизанская ГРЭС могла быть построена в Находке или Екатериновке. Архивные документы свидетельствуют о том, что после войны под строительство Сучанской ГРЭС проектировщики готовили сразу несколько площадок. Согласно акту от 15 марта 1948 года, который разыскал Андрей Антонов, комиссия Министерства электростанций, осмотрев стройплощадки, определила две наиболее перспективные: на территории Сучана и деревни Екатериновка в соседнем районе. Последняя располагалась по соседству с военным аэродромом, площадь ее была намного меньше — всего 25 гектаров, а при строительстве станции пришлось бы снести до пятидесяти дворов. Также необходимо было построить разъезд и железнодорожные пути для подвоза угля, что значительно увеличивало стоимость строительства.
В итоге предприятие решили строить в шахтерском городе, рядом с железнодорожной станцией Лозовый, в непосредственной близости от ручья Лозовый ключ и в шести километрах от реки Сучан. Размер строительной площадки — около 40 гектаров. Строительные качества грунтов нашли благоприятными для возведения сооружений электростанции. Таким образом, учитывались непосредственная близость к источнику топливоснабжения – шахтам, благоприятные условия для обеспечения станции водой, спокойный рельеф с малым объемом планировочных работ.
Исполнительный комитет Сучанского городского совета депутатов трудящихся своим решением от 17 марта 1948 года подтвердил отвод земельного участка под строительство ГРЭС.
Совет Министров СССР постановлением от 3 марта1949 года №884-335С о строительстве районной электростанции утвердил площадку в районе города Сучана вблизи с железнодорожной станции Лозовый.
Первыми за дело взялись проектировщики. Ленинградское отделение Проектного государственного треста «Теплоэлектропроект» приступило к разработке технической документации для строительства проекта «У» — такое название будущей Сучанской ГРЭС было, скорее всего, выбрано из соображений секретности.
Недавно стало известно, что рассматривался еще один вариант. Из Государственного архива Российской Федерации кандидат исторических наук, заведующий отделом истории Дальнего Востока ДВО РАН Алексей Маклюков привез копии документов, свидетельствующих о том, что изначально хотели строить не ГРЭС в Сучане, а ТЭЦ на берегу Соленого озера в Находке. Но строить в этом месте запретили военные. Разворачивалась «холодная война», и важный стратегический объект был открыт для бомбардировки с воздуха. А среди сопок Сучанской долины и бомбить было сложно, да и зенитную артиллерию разместить можно в случае необходимости.
Из документов министерства внутренних дел известно, что изначально на строительстве нашей станции планировали использовать труд японских военнопленных — до тысячи человек, которые ранее строили Находкинский порт. Но правительство нашей страны приняло решение о возвращении военнопленных на родину. Их место заняли вольнонаемный персонал и заключенные, которые занимались самой тяжелой работой – корчевали лес и рыли котлован.
Первый ковш грунта из котлована на месте будущей Сучанской ГРЭС, в 1972 году наш город переименуют в Партизанск, тогда поменяет имя и станция, был торжественно извлечен летом 1951 года. А уже 17 декабря 1954 года первый турбоагрегат мощностью 37 с половиной мегаватт принял промышленную нагрузку. В 1956 году строительство первой очереди станции мощностью 100 мегаватт было завершено.
Уже к 1960 году, после расширения и введения в работу нового оборудования, установленная мощность станции возросла более чем в два раза. И это позволило ей стать самой мощной в генерирующей энергосистеме южного Приморья и первым энергообъектом Дальнего Востока, работающим на высоких параметрах пара.
Сегодня электростанция обеспечивает электрической энергией города и районы южной части Приморского края: Партизанск, Находку, Партизанский и Лазовский районы и тепловой энергией более шести тысяч потребителей в Партизанском городском округе.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.