Рельсы, шпалы, приговор…

09.06.2021

В книге Елены Гнатовской есть фамилии сучанцевПрезентация книги о железнодорожниках Дальневосточного края в 30-е годы прошлого века прошла в музее истории Партизанска 25 мая.

В нашем городе прошла творческая встреча с автором Еленой Гнатовской, историком, кандидатом исторических наук, преподавателем сельхозакадемии Уссурийска.
Появлению этого издания предшествовала большая работа в течение нескольких лет, начиная с 2007 года. Сначала вышла небольшая монография, после – объемная книга с иллюстрациями.
На страницах издания – истории тех, кто жил в противоречивое времяАвтор как профессиональный историк анализировала документы архивов Приморского и Хабаровского краев, в том числе рассекреченные, материалы парткомов узлов железной дороги и партийных чисток, сводки и сообщения НКВД о политических настроениях среди железнодорожников, автобиографии и анкеты, письма во власть. Также пригодились книги приема и увольнения кадров, сведения онлайн-базы — Книги памяти жертв политического террора в СССР. Находкой стали протоколы партийных собраний, которые поначалу было очень подробными, в них заносились стенографистками буквально все реплики, живые диалоги. Строя социализм, люди обсуждали – как правильно: ликвидировать кулаков или оставить как крепких фермеров, где брать деньги на индустриализацию? Сначала спорили, но спустя пару лет любого могли уже и наказать за высказывания. И со временем протоколы стали сухими, шаблонными.
— Это не художественная литература, а документальная, это история. Писала не я, писали документы, я их только соединила, — так образно говорит о своей книге сама Елена Николаевна. – Мне было интересно узнать о простых людях, как они жили после революции, интервенции и Гражданской войны, получили ли они то, за что боролись, оправдались ли их надежды и лозунги.
Свое повествование Елена Николаевна дополнила редкими, впервые опубликованными фотографиями, предоставленными музеями и частными лицами, а еще составила списки репрессированных — по станциям и депо – настолько полный, насколько это сейчас возможно. В нем около пятисот имен. На крупных станциях было расстреляно примерно по пятьдесят сотрудников.
Есть в списках и фамилии тех, кто трудился на нашем участке железной дороги. Так, по станции Кангауз – один человек, рабочий Николай Константинович Барковский. По станции Сучан имен больше – дежурный в депо Федор Петрович Глаголев, осмотрщик вагонов Порфирий Порфирьевич Голяковский, столяр в депо Василий Иванович, по поводу его фамилии есть сомнения — Крутовский либо Круговский. Также в этом списке — машинист Николай Иванович Кумищо, старший бухгалтер Александр Иванович Курушин, дорожный мастер 13-й дистанции пути Степан Евдокимович Мерзляк, слесарь в депо Михаил Иванович Плотников, бухгалтер шестого вагонного участка ДВЖД Прокопий Кондратьевич Тхор и инструктор по автотормозам в депо Федор Антонович Чулюков.
Интересна эта книга может быть не только железнодорожникам, которые могут узнать о судьбах предшественников, работавших в отрасли в 20-40-е годы прошлого века, об условиях труда и жизни. И это рассказ не только о репрессиях, расстрелах и лагерях. На страницах – судьбы и истории дальневосточников, живших в противоречивое время жестких чисток, поиска вредителей, контрреволюционеров, шпионов, изменников Родины. Причиной для подозрения и обвинения могла стать неправильная трактовка троцкизма, сдача земли в аренду, владение большим домом и даже ударная работа и награды, из-за которых человек был на виду. И документы подтверждают разные нестыковки, например, когда у обвиненного в халатности человека мог быть до ареста идеальный аттестационный лист.
«Книга понравилась — так, под этим углом зрения, еще никто не писал» — такую оценку труду автора дал наш земляк Рим Мисбахович Самигулин, историк и педагог с большим стажем — преподаватель, декан, директор Института истории, философии и культуры, проректор по учебной и воспитательной работе ДВГУ.
В конце встречи автор подписала экземпляры книги для городского Совета ветеранов, Центральной городской библиотеки и музея истории Партизанска.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.