Сучан — прифронтовой город

12.02.2021

Шахтерский город Сучан, находящийся в глубоком тылу, был готов к нападению врагаК 80-летию начала Великой Отечественной войны

Давно ушли в мир иной участники тех далеких событий. Их дети, которым сейчас за восемьдесят, вряд ли знают, что во время Великой Отечественной войны Сучан считался прифронтовым городом…

28 июня 1938 года, в связи с возникшей военной угрозой, на территории Хабаровского и Приморского краев был создан Дальневосточный фронт. После отпора японским войскам в районе озера Хасан фронт был расформирован. Повторно Дальневосточный фронт был воссоздан 1 июля 1940 года, в его состав вошли все сухопутные и воздушные части Дальнего Востока, в оперативном подчинении фронта находились Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия.
Боевым кораблям нужно топливо. А высококачественный, малодымный, малозольный уголь для флота добывали в Сучане. Поэтому именно этот город стал одной из главных тыловых баз Дальневосточного фронта.
Еще в 30-е годы были приняты меры для защиты основной «кочегарки» военного флота от возможного наступления, и со стороны моря от вражеского десанта город был надежно защищен несколькими линиями укрепрайона. Он был оборудован наземными средствами: ДОТами, подземными ходами сообщения, линиями траншей, орудийными батареями и прочим. В селе Владимиро-Александровское в подземельях, находящихся в сопке Спасательной, находился штаб. И сегодня внимательный взгляд путника может заметить в окрестностях сел и в полях остатки этих некогда мощных сооружений.

Противовоздушная оборона

С началом войны был создан Сучанский штаб Местной противовоздушной обороны. Начальник штаба капитан Левичев со своими помощниками, помимо многих других обязанностей, контролировал обучение населения в возрасте от 16 до 60 лет обязательной всеобщей подготовке противовоздушной обороне. Несовершеннолетних, от восьми до 16 лет, учили пользоваться индивидуальными средствами защиты при воздушных нападениях. Занятия проводили хорошо подготовленные военруки, в большинстве из числа уволенных в запас по ранению офицеров-фронтовиков. Взрослых обучали непосредственно на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства. Программа обучения соответствовала нормам «Готов к противовоздушной обороне». В городе регулярно проводились соревнования ОСАВИАХИМА по противовоздушной подготовке. Прошедшим всеобщую подготовку ПВО выдавались справки общесоюзного образца.
Действия по сигналу «Воздушная тревога» были отработаны уже в августе 1941 года. Для отражения возможного воздушного десанта погранкомендатурой, НКВД, милицией были организованы пункты наблюдения и оповещения, для чего использовали все доступные средства связи. Сучан и его окрестности были разбиты на квадраты и объекты, сектора и участки наблюдения. Начальники участка или сектора полностью отвечали за своевременное донесение о появлении на его подведомственной территории врага. На случай применения противником оружия массового поражения во всех населенных пунктах и поселках организованы обмывочные пункты. Были созданы дегазационные команды, водные источники взяты под особый контроль и охрану, мобилизованы все средства противопожарной и противохимической обороны.
За недостатком бомбоубежищ в городе рыли «щели». Это были окопы глубиной полтора метра, в большинстве своем открытые, но такие нехитрые сооружения защищали людей от пуль, ударной волны бомб, снарядов, мин и их осколков. Их рыли у предприятий, во дворах школ, на приусадебных участках. Тогда по Сучану ходила мрачноватая шутка – увидев знакомого, идущего с лопатой рыть щели, приятель спрашивал: «Что? Могилу идешь себе копать?».
При поступлении сигнала «Воздушная тревога» заводы, шахты, предприятия, учреждения и учебные заведения работу прекращали, за исключением тех, кто трудился под землей. Они действовали по отдельной инструкции. Все служащие и поверхностные рабочие немедленно направлялись в отведенные для них убежища, щели и прочие укрытия. Перед уходом из помещения, каждый сотрудник учреждений все дела закрывал, в ночное время электроосвещение выключалось, двери помещения оставались не запертыми.
На каждом этаже, в коридорах, на лестницах оставались посты групп самозащиты или личного состава охраны для охраны помещения со служебной документацией и наблюдения на случай применения зажигательных средств.
Вечером Сучан погружался во тьму. Правила светомаскировки соответствовали статусу прифронтового города. В темное время по улицам ходили милиционеры, дружинники, добровольцы и всматривались в темные окна: нет ли где лучика света?
Освобождались от участия в МПВО лица, временно потерявшие трудоспособность, инвалиды труда и войны, беременные женщины за 35 дней до родов и в течение 28 дней после родов, а также матери, имеющие детей до восьмилетнего возраста.
За нарушение правил обучения, подготовки щелей, нарушения светомаскировки руководители и отдельные граждане подвергались штрафу в 100 рублей или 30 дням принудительных работ без отрыва от производства. Так, за несвоевременную подготовку щелей у некоторых школ города заведующий Сучанским ГОРОНО товарищ Лубенченко был наказан 30 днями принудительных работ.

К партизанской войне готовы

Шахта №26 была введена в экслуатацию в 1943 годуВ первые месяцы войны первый секретарь Приморского крайкома ВКП(б) Николай Пегов вместе с командующим Тихоокеанским флотом был вызван в Москву. Среди различных вопросов Иосиф Виссарионович Сталин спросил:
— К партизанской войне, товарищ Пегов, краю надо быть готовым. Что делает крайком в этом направлении?
Николай Михайлович ответил, что в крае уже утверждены составы подпольных райкомов и горкомов, заканчивается оборудование партизанских баз в тайге.
Также крайкомом были утверждены списки будущих партизан. Жители Сучана во время войны замечали, что многие бывшие красные партизаны времен Гражданской войны, из числа тех, кому в 1941 году было более сорока лет, не призывались в армию, хотя многие из них не имели брони. Именно они, знавшие способы партизанской войны, обладавшие умением выживать в тайге, стали костяком будущих партизанских отрядов. Кроме них сюда входил командный состав, как правило, из числа сотрудников НКВД, работников местных Советов, горкома ВЛКСМ и прочего актива.
В Сучане были созданы и подготовлены истребительные батальоны. В подобных формированиях не могли находиться лица призывного возраста. Упор делался на молодых комсомольцев, женщин и, в ограниченном количестве, лиц старшего возраста.
Документы с грифом «Совершенно секретно» за подписью Николая Пегова требовали улучшить работу по подготовке истребительных батальонов и партизанских отрядов. Скрытно проводилась подготовка и обучение. Очевидно, что все члены этих формирований давали соответствующую расписку, потому мы ничего не знаем об их внутреннем состоянии. Ни во время войны, ни после нее не приходилось слышать, чтобы пожилые люди, участники тех событий, даже за хорошим столом с обильной выпивкой говорили что-либо о подобных формированиях. Кто-то скажет, что они боялись. Вряд ли, они свое давно «отбоялись». В большинстве своем это были люди совести и чести, которые, однажды дав слово, никогда его не нарушали.
Командиры отрядов и батальонов готовили в тайге базы для зимовки, хранения оружия и продовольствия. Николай Пегов вспоминал: «Ничего нового мы здесь не стали изобретать, а обосновались на местах, где в свое время были базы в Гражданскую». Это было самое слабое звено в подготовке к партизанской войне. Партийное руководство как-то не делало акцент на то, что придется воевать с Японией, которая, сохраняя нейтралитет в 1920-1922 годах, посылала специально подготовленные отряды, те обшарили всю тайгу и, конечно, места партизанских баз им были хорошо известны.
Массовая военно-физкультурная и спортивная работа была поставлена в соответствии с требованиями военного времени. Выполнялось постановление о значкистах ГТО, для фронта в Сучане готовились бойцы рукопашного боя. На предприятиях были организованы спортивные группы, в городе проводились соревнования по военно-прикладным видам спорта
5 июня 1942 года при Сучанском горисполкоме, согласно постановлению Совнаркома, был создан отдел мобилизации, в функции которого входила мобилизация на работы в колхозы, совхозы, МТС, на «спецстройки» трудоспособного населения. Заведующим отделом назначили Николая Захаровича Львова. Эта система позволяла передвигать рабочую силу на срочные участки работ. Они, проводимые по мобилизации, как правило, именовались «фронтовыми декадами», «фронтовыми месячниками», «фронтовыми объектами».
Проводились курсы по подготовке бригадиров сельского хозяйства, молодежь направлялась в школы фабрично-заводского обучения, на курсы трактористов, комбайнеров, механиков и других высококвалифицированных рабочих.
С наступлением сезона проводилась заготовка кедрового ореха, из которого выбивалось растительное масло для нужд Красной Армии. На 1943 год план по сбору 10 250 килограмм орехов был разделен между предприятиями и колхозами. При этом лесная охрана, до выполнения плана, запрещала сбор орехов населением. Гражданин мог купить билет для сбора кедрового ореха, при этом 20 процентов от сбора передавались государству. Население привлекалось по мобилизации, в том числе, и на ремонт дорог и мостов.
Уклонение от мобилизации приравнивалось к дезертирству.
Сучан, как и вся страна, жил в режиме жесткой экономии. Использованную бумагу передавали в артельный цех, где из папье-маше изготавливали детские игрушки. Из вторсырья шили обувь, одежду, собирали цветной и черный металлический лом, кости умерших животных, из которых варили клей. Дети и старики были задействованы в заготовке меха… амбарных крыс, бурундуков и прочих грызунов.
Для экономии бензина все легковые автомобили были разделены две группы, первая получала 75 литров топлива, вторая – 50 литров в месяц. Причем к первой группе были отнесены всего две машины – управляющего трестом «Сучануголь» и один из автомобилей ГК ВКП(б). Все не использующиеся легковые автомашины были законсервированы. За перерасход топлива грозила судебная ответственность как за растрату стратегического сырья. Активно стали использоваться газогенераторные авто. Теперь многие молодые люди с трудом могут представить, что в качестве топлива в них использовались дрова…
Существовал и закон об экономии электроэнергии: на комнату площадью 15 квадратных метров полагалась одна электролампа в 16 ватт. Запрещалось использование ламп свыше 40 ватт.
С началом войны были введены карточки на хлеб и на некоторые другие продукты.

Фронтовикам – забота и почет

Несмотря на тяжесть военных лет, Сучанский Совет не забывал тех, кто утратил здоровье на фронте. Инвалиды Отечественной войны имели первоочередное право зачисления на работу в государственные и кооперативные учреждения. Им полагалось питание улучшенного качества при столовой №1. Инвалидам войны из внебюджетных средств выдавались единовременные денежные пособия от пятисот до тысячи рублей.
Горисполком постоянно держал на контроле вопрос об обслуживании семей красноармейцев: проверял подготовку жилищно-бытовых условий к зиме, ремонту квартир, печей, подвоз угля. Во время войны в Сучане проживали эвакуированные семьи Героев Советского Союза Иваненко и Коробкова. Местный Совет обеспечивал их бесплатно овощами и картофелем, кухонной посудой, построил погреба, по указанию отдела Гособеспечения для них была пошита новая одежда, из фондов края выделена зимняя одежда. Такие вопросы стояли на контроле у прокурора города.
В школах проводились смотры художественной самодеятельности, вечера, новогодние праздники, для чего Сучанский хлебокомбинат из средств города выпекал коржики, булочки и прочие лакомства. Была налажена заготовка новогодних елок. Детские сады, ясли, больницы обеспечивались на зиму бесплатным картофелем и овощами из подсобных хозяйств предприятий. Горячие завтраки в школах тоже были бесплатными.
В 1943 году, несмотря на многие недоделки, была открыта новая средняя школа №13 на шахте №22, теперь это №3. Первым директором был Юхименко, а с 1945 года — Федор Кузьмич Клименок.
3 января 1945 года в бывшем здании драматического театра, ранее Народном доме, был открыт Дом пионеров. Заведующим утвержден 34-летний Виктор Семенович Лосев.

Санитарный заслон заразе

В целях поддержания чистоты на улицы Сучана предприятиям, организациям и частным лицам запрещалось выпускать скот. Постоянно проводились мероприятия по очистке города от мусора. Перед зимним периодом и весной под руководством комендантов домов, представителей организаций и предприятий дополнительно очищались кюветы, водосточные канавы, лотки, трубы. Причем в частном секторе все работы выполняли сами домовладельцы.
Проводилась санитарно- профилактическая дезинфекция имеющихся бань на шахтах и предприятиях, а также дезинфекция в конюшнях против эпизоотии инфекционной анемии, бруцеллеза. Действовала городская оздоровительная комиссия. Работа городской больницы регулярно обсуждалась в исполкоме. Велась борьба с бешенством домашних животных вплоть до вылова и полного уничтожения бродячих собак. С целью предупреждения эпидемий все рабочие и служащие и члены их семей в обязательном порядке прививались от брюшного тифа, дизентерии, дифтерии, оспы.

Про займы и американские подарки

В 1942 году был проведен налоговый учет предприятий, организаций, учреждений и жителей для обложения государственными и местными налогами. Среди повинностей активно применялся добровольный Государственный заем, отказаться от него было почти невозможно, а вот дать больше установленной нормы – пожалуйста! Суть займа была в том, в том, что государство продавало гражданам облигации, обязуясь выплатить их стоимость позже. Было трудно, но люди подписывались. В годы Великой Отечественной войны в СССР было собрано 76 миллиардов рублей. Тем, кто сохранил облигации, в конце 60-х — начале 70-х государственный долг был выплачен в полном объеме.
Во время войны председателями Сучанского горисполкома был товарищ Тропак, с 10 апреля 1943 года — Алексей Александрович Самойлов, с 22 июля 1943 года — Иван Васильевич Гордиенко.
В начале 1942 года горисполком разрешил трудящимся Сучана и поселка Тигровый раскорчевывать целинные земли под огороды до 15 соток.
Остро нуждающимся семьям из внебюджетных средств выдавалась бесплатно одежда, они же в первую получали от союзников «американские подарки».
В качестве поощрений за ударный труд — премии, дополнительный паек, грамоты, правительственные награды. Для предприятий, учреждений, колхозов – Переходящее Красное знамя Сучанского горисполкома, Переходящее Красное знамя Приморского крайкома ВКП(б) и Приморского крайисполкома.
Так в годы Великой Отечественной жил и трудился прифронтовой город Сучан.

Георгий ТУРОВНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.