Вадим Клименко — подводник, портной, краевед

23.12.2016

Вадим Романович увлечен историей и географией родного краяМужчины в семье Клименко из села Алексеевки Надеждинского района все были портными. И прадед, и дед, и отец… Краса и гордость семьи швейная машинка зингер сверкая золотыми шильдами, стояла в доме на красном месте, как бы сообщая всем, что семья кормится за счет швейного дела.Стояла, но не простаивала, ибо заказов была тьма: кому-то платье свадебное пошить, шинельку или сюртук справить, а то и вовсе рубаху модную скроить, да мало ли еще чего народу понадобиться может.Вещи шили добротные и качественные.
Все бы так и шло своим чередом, да случилась Октябрьская революция. Советская власть дала молодежи право самим выбирать свою судьбу, а частным портным предписала вместе с инвентарем перейти в государственные ателье, отдавая основную прибыль государству.
В 1927 году в семье родился наследник Вадим, который хоть и получил начальное семейное швейное образование, после окончания семилетки связывать свою судьбу с ремеслом портного не захотел.
На дворе стоял грозный 1944 год, Красная Армия уверенно гнала немецко-фашистские полчища к границам СССР, и советские юноши и девушки стремились с оружием в руках воевать за свободу и независимость Родины. В 17 лет парня призвали в армию. Несмотря на все протесты, спортивного юношу направили не на фронт, а на Краснознаменный Тихоокеанский флот, на подводную лодку М-10 типа “малютка”, где сын портного быстро освоил непростую специальность рулевого, а также второго номера на палубном артиллерийском орудии.
— Если на обычной подводной лодке служить сложно, то на “малютке” вдвойне сложней. Боезапаса тоже в два раза меньше, чем у легендарных больших собратьев типа Щ — “Щука”, и С — “Сталинец”. Служба моя проходила в глубинах лодки, где, получая команды с мостика, я направлял субмарину в нужную сторону. В надводном положении рули можно было повернуть вручную, а в подводном это было под силу только мощным электромоторам, — вспоминает флотские будни ветеран.
Подводникам приходилось терпеть едкие испарения из находившегося неподалеку аккумуляторного отсека, а также пары топлива и выхлопные газы дизель-генератора, которые попадали в отсеки после прекращения подзарядки аккумуляторных батарей и экстренного погружения.
С места стоянки в поселке Ракушка на берегу залива Владимира, что возле поселка Веселый Яр в Ольгинском районе, или с военно-морской базы в бухте Находка, в заливе Америка, попеременно с большими лодками “малютки” на неделю выходили на позиционную службу в акватории Японского моря.
— Мы во всеоружии сутками напряженно ждали, всматриваясь в небо и морские просторы, начала японской агрессии, были готовы встретить и потопить десантные корабли и авианосцы милитаристской Японии в случае начала войны против СССР, — рассказывает Вадим Романович.
В перерывах между походами подводники оттачивали боевое мастерство. Учились экстренно покидать субмарину через торпедные аппараты, проводить шлюзование, заделывать пробоины и тушить пожар.
Не всегда получалось гладко. То матрос в трубе торпедного аппарата запаникует, то внешняя крышка торпедного аппарата со стороны моря не откроется. Но на то она и учеба, чтобы было легко в бою. На память Вадиму Романовичу от тех лет осталась кессонная болезнь, которая до сих пор дает о себе знать.
— Жили под ободряющий вой маяка на мысе Балюзек. За годы службы я так сильно к нему привык, что, уверен, сейчас легко отличу его от ревуна любого другого маяка. Свободное время проводили за занятиями музыкой в составе вокально-инструментального ансамбля, а еще мы ходили в редкие, так называемые, увольнительные. Места вокруг глухие таежные, вот мы больше “тихой охотой” занимались — грибы да ягоды собирали. Бывало, пытались общаться с жителями единственной в этих местах деревни старообрядцев, но эти люди не хотели с “безбожниками” разговаривать. Как-то воды попросил попить. Вынесли. А после кружку, из которой пил, демонстративно выбросили…
Когда закончилась Великая Отечественная война, старшина второй статьи Вадим Клименко продолжил охрану морских проливов и акватории Японского моря и в мирное время. Только теперь явный враг поменялся на вероятного противника. С “малютки” перешел служить на более современную лодку типа “Щ” а дальше и на ее модернизированный вариант типа “С”. Одна из лодок этой серии, легендарная С-56, которую 9 мая 1975 года установили на Корабельной Набережной в качестве филиала музея Тихоокеанского флота.
После демобилизации Вадим Клименко все же продолжил семейное дело и поступил на работу в военное швейное ателье. Показал хорошее знание дела и был отправлен на повышение квалификации на курсы в учебно-производственный комбинат Главовенторга в Москву, где с интервалом в несколько лет получил квалификацию портного и закройщика.
— Чего только ни приходилось шить. Генеральские и адмиральские мундиры, парадные бекеши, гражданские костюмы и даже церковные рясы. А также одежду для офицерских жен, которые были очень привередливыми и сведущими в моде, — вспоминает Вадим Романович.
Идеи новых фасонов для одежды подсматривал в журналах, чаще зарубежных, лекала потом подгонял под местные реалии. Бывало, создавал свои модели. Получалось порою так хорошо, что Пьеру Кардену на зависть…
После службы Вадим Клименко продолжил семейное делоЗа работой повстречал закройщик Вадим молодую швею Нину, которая с 15 лет, после того как отец погиб на фронте под Смоленском в 1941 году, пошла работать в военное швейное ателье, где шила для армии военную форму, внося свой посильный вклад в Победу.
С первого дня встречи они понимают друг друга с полуслова, являясь настоящим примером трудолюбия, любви и верности для своих детей и внуков.
Их старинный дом 1886 года постройки в селе Раздольное, кстати, на его фронтоне была прибита медная табличка Санкт-Петербургского страхового общества, имел чистые просторные и светлые комнаты и ухоженный дворик.
Но со временем обветшал, состарился.
Благодаря программе Президента России Владимира Путина ветераны войны и труда смогли улучшить свои жилищные условия и переехать из ветхого дома в Раздольном в благоустроенную квартиру в микрорайоне Лозовый в Партизанске.
— В торжественной обстановке в День Победы я получил из рук губернатора Приморского края Владимира Миклушевского сертификат на новое жилье и юбилейную медаль в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. На встрече также присутствовал знаменитый детский врач Леонид Рошаль, которого я очень уважаю за его работу по спасению жизни и здоровья детей во всем мире.
Вы, спросите, почему Партизанск? Все очень просто — нам понравился этот тихий уголок с красивой природой, где живется хорошо и спокойно, — говорит Вадим Клименко.
На досуге Вадим Романович основательно занялся краеведением. Обложившись справочниками, научно-популярной литературой, атласами, и космическими снимками местности, Вадим Романович с азартом юноши изучает географические и исторические особенности Надеждинского района и Партизанского городского округа.
Вадим Романович читает труды первооткрывателей и исследователей Приморского края, воспоминания эмигрантов, вынужденных покинуть любимый Дальний Восток в годы революции и Гражданской войны.
В настоящее время изучает мемуары семьи ссыльных польских дворян Янковских, которые в дореволюционное время занимались в Приморском крае предпринимательством, золотодобычей, разведением фазанов, коневодством. Янковские первыми начали борьбу с браконьерами, чем спасли поголовье пятнистых оленей, которое в те времена нещадно истреблялось китайскими разбойниками хунхузами.
— Мне очень интересна история Приморского края. Все началось с юношества, когда в своем огороде в Алексеевке, да и у товарищей в огородах в Раздольном мы находили различные монеты осколки керамики и прочите предметы древней цивилизации. Оказалось, в Раздольном была столица провинции древнего государства Бахай. С тех пор я и изучаю историю Приморья, пройдя путь от древних веков до современности.
А еще в свои 89 лет, Вадима Романович, случается, садится за свою любимую швейную машинку зингер, компанию которой в любой момент может составить ее электрическая тезка, прибывшая в Приморье из далекой Германии.
— Хочется пожелать всем партизанцам удачи в новом году. Имейте хороший достаток. Будьте благополучны, а главное, пусть у вас будет любимое дело, которое и семью накормит и душу порадует!

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.