Больше отдавать, чем брать

20.09.2013

По-молодому стройная женщина встречает меня у калитки. Приветливо улыбаясь, придерживает собаку, проводит в дом. Войдя, удивляюсь идеальному порядку — вроде бы печное отопление, да и осень на дворе, пора сбора и переработки урожая… На грядке за ярким цветником возвышаются кусты болгарского перца, увешанные плодами, рядом доспевают помидоры. Ко всему надо приложить руки, чтобы заготовить витамины на зиму. Получается, времени на приборку особенно не выделишь, а тут идеальная чистота, как — будто ее с утра до ночи наводят вышколенные горничные. Оказывается, все это хозяйство ведет Любовь Петровна САМОХВАЛОВА — очень деликатный, интеллигентный человек, педагог, с которым не теряют связь ученики, уже сами ставшие бабушками и дедушками.Хозяйка отмахивается:
— Да это у меня так чисто после ремонта. Как исполнилось 80 лет, пенсию мне добавили, вот и позволила себе в этом году ремонт. Нанимала китайцев, правда, пришлось немного попереживать — покрыли наполовину стены в гостиной гипсокартоном и уехали в Китай оформлять новые визы. Дней через 20 все же вернулись, доделали работу. Но обои клеить отказались, пришлось искать других.

Люблю общаться с людьми

Замечаю, что и линолеум на полу смотрится интересно, как ковер с ворсом.
— А мне он показался темноватым,- сомневается хозяйка, — но соседям понравился. Я люблю, когда ко мне в гости кто-нибудь заходит, не важно, соседи или знакомые. Люблю угощать, люблю общаться с людьми. Мне в жизни вообще легче отдавать, чем брать.
Да, наверное, в этом секрет того притяжения, которое испытывают все, кто оказывается рядом с Любовью Петровной, бывшие ученики это, или коллеги, соседи, родственники или кто-то, как я, едва знакомый ей человек.
Зная от бывших учениц, сколько она делает домашних заготовок на зиму, спрашиваю Любовь Петровну, чего больше запасла она нынешней осенью.
— Да у меня еще то в погребе стоит, что в прошлом году заготовила, — усмехается она,- Дети, когда приезжают в гости, почти ничего не едят. Так что в этом году я закрыла только помидоры в томатном соку, да сварила варенье из яблок. Их было очень много, ветки у яблони просто ломились от плодов. Ну а свежие фрукты из сада все любят — и персики, и яблоки, и виноград не отказываются брать ведрами. Правда, на персике летом плодов было мало, а белый виноград в прошлом году почти полностью съели шершни.

 Разговоры за столом

Хозяйка усаживает меня за покрытый белоснежной скатертью стол, двигает тарелку с аппетитными голубцами, предлагает отведать. Спрашивает, что буду пить. Говорит, что сама признает только зеленый чай.
— Да, — соглашаюсь я, — напиток, бесспорно, полезный, но многим он кажется невкусным.
— Ну, а в моем возрасте нужно уже есть и пить не то, что вкусно, а то, что полезно,- мудро замечает Любовь Петровна.- Утром я завариваю пару ложек геркулеса в кипятке, немножко подслащиваю медом или сахаром, до обеда это вся моя еда. После такого завтрака иду поработать несколько часов в саду-огороде.
— Ага, вот почему вы такая стройная,- высказываю я свое предположение хлебосольной хозяюшке.
— Ну, стройная и худощавая я вообще-то от природы,- уточняет она.- Но, конечно, стараюсь не есть слишком жирную или тяжелую пищу. Правда, пару раз в году я все-таки готовлю жареные пирожки с капустой, которые очень любит вся моя большая родня, особенно племянник Василий. Нас, как соберемся за общим столом, человек тридцать с лишним будет.
Спрашиваю рецепт пирожков, и Любовь Петровна подробно объясняет, какое надо взять молоко, сколько яиц, как аккуратно выкладывается тесто на разделочную доску… Говорит, что можно испечь пирожки и в духовке, но у нее она уже греет неважно. А главный совет — правильно приготовить начинку из капусты с луком и морковью, чтобы она была не пережаренная, а красивого светло-янтарного цвета.
Управившись с голубцами, благодарю за угощение:
— Спасибо, очень вкусно, капуста у вас какая-то особенная.
— Да, капуста у меня растет хорошая, — соглашается она, — но самая обычная, просто я, когда готовлю, всегда кладу ложечку-другую сахару — капуста сахарок любит.
Знатная хозяйка Любовь Петровна, овощи умеет и вырастить, и приготовить так, что действительно вкусно получается…
— Я не все готовлю по старинке,- признается она,- на юбилей мне подарили мультиварку, очень хорошая вещь. С ней можно много времени сэкономить. Приготовить рис, кашу, поджарку, мяско тушеное, есть пароварка. Работать с мультиваркой очень просто: закладываешь продукты, нажимаешь кнопку. И можешь идти заниматься другими делами, посмотреть по телевизору любимую передачу, почитать книжку. Сериалы смотреть не люблю, но сейчас много интересных телепередач. С удовольствием смотрю “Модный приговор”.

Вся моя большая семья…

Со столика в гостиной Любовь Петровна берет в руки фотоальбом, и как будто за руку проводит мимо дорогих для нее людей:
— Это мои ученики. Я, знаете, сорок лет с хвостиком отработала учителем, начинала еще в старом здании второй школы, возле военкомата. С некоторыми учениками не теряю связь и сейчас — с Таней Моисеенко, с Таней Степаненко, Аней Елисеенко и другими моими девчонками и мальчишками. Теперь уже я учусь у своих учеников. Хотелось бы овладеть компьютером, но пока лишь завидую сделавшей это соседке.
Это мама в платочке, она занималась домашним хозяйством. Нас, детей, было шестеро. Жили на десятой шахте в просторном доме большой и дружной семьей. Папа работал на шахте. В войну и послевоенные годы жилось нелегко, но сажали картошку, тыкву, сою, кукурузу и возле дома, и на сопках, держали хозяйство…
На этом фото я с сыном и сестрами. А это супруг Михаил Самохвалов, как и папа, работал на шахте. Ушел из жизни давно, с ним мы прожили тридцать лет,..
Это я в молодости с еще маленькой дочкой. Она с детства была очень самостоятельной. В советское время нас, учителей, часто направляли на курсы повышения квалификации. И вот пока меня дома не было, она сама себя “сдала” в музыкальную школу. Помню, звонит мне: “Мама, можно мы с папой фортепиано купим?” Сейчас дочь живет во Владивостоке,- она преподаватель по классу фортепиано. У нее с детства все в руках спорится, всему быстро учится. Вязать сама научилась по книге, умеет делать красивые вещи из обычной бумаги. Видите бумажного ангела? Это она мне подарила.
Здесь сынок с невесткой. Работал водителем в Хабаровске, но вдали от семьи не работа, вернулся. Трудится в автосервисе. Это школьный выпуск дочери. В одном ряду совсем юный Володя Бандюков… А это Михалыч, очень хороший, работящий человек, ветеран войны. С ним судьба меня нечаянно свела, после того, как я десять лет вприпрыжку убегала от одиночества. Михалыча тоже нет среди нас, но его родственники стали моей второй семьей, поздравляют с днем рождения, дарят “подарушки”. А это снимали на свадьбе внучки. Она у меня настоящая красавица. Они с мужем живут в Волчанцах.

Море и снежная буря бередят душу

Любовь Петровна отвлекается от фотоэкскурсии и рассказывает, как несколько дней назад побывала в гостях у внучки:
— Сын отвез меня к ним на машине. Я давно хотела посмотреть их поселок, побыть у воды. Действительно, это почти Венеция. Пирс покачивается. А я села на бережку и смотрю, как у самого края в воде резвится рыбья мелюзга — такая шустрая, игривая. Канал от моря подходит к самому дому, и на якоре качается катерок. Я, конечно, не отказала себе в удовольствии посидеть в кабине за штурвалом. Выйти в море на катере после застолья никто не решился, но сын покатал меня вдоль побережья на резиновой лодке с веслами. Впечатления от прогулки самые приятные. Я вообще очень люблю море с его волнением, прибоем, люблю морской воздух, пахнущий водорослями…
Лес — это все-таки более обыденно, доступно, а море, оно всегда в движении. Знаете, когда у меня бывает неважное настроение, я стараюсь вспомнить море, и хандра отступает. А зимой мне больше по душе не тихая погода, а пурга, буря, когда ветер бросает в лицо снег, качает деревья… Почему-то сильный ветер бередит мне душу…
Напоследок выходим из дома в сад. Любовь Петровна говорит, что времени на уход за цветами немного. Красные циннии покачиваются вслед нам на высоких стеблях. Почему-то приходят на память строчки стихотворения Николая Рубцова: “Красные цветы мои в садике завяли все, лодка на речной мели скоро догниет совсем… Дремлет на стене моей ивы кружевная тень. Завтра у меня под ней будет хлопотливый день. Буду поливать цветы, думать о своей судьбе, буду до ночной звезды лодку мастерить себе…”
Да, несмотря на негладкий жизненный путь и выпавшие на ее долю потери, Любовь Петровна сохраняет созидательное женское начало и позитивное восприятие окружающей жизни. И продолжает любить жизнь, любить людей, находить удовольствие в общении с ними, ничего не желая взамен. Согласитесь, это в наши дни редкость…

Тамара Голованова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.