Секрет молодости — в движении вперед

21.11.2014

Виктор-Данилов-218Избежать старости нельзя, но одни люди чувствуют себя пожилыми уже после 30 лет, а другие, и выйдя на пенсию, ведут активный образ жизни.

Общаясь с сотрудниками Станции юных натуралистов, то и дело от них слышишь: “Это Мария Павловна сажала…”, “Это Мария Павловна нас научила…”, “Надо с Марией Павловной посоветоваться…”. Очень хотелось познакомиться с этим удивительным человеком. Но застать дома в выходной Марию Павловну Данилову дело непростое, в свободное время она со своим супругом Виктором Александровичем отправляется в походы. Супруги Даниловы — заядлые туристы, заряжающие энергией и бодростью всех, кто с ними знаком. Поэтому встретиться было решено на Станции юннатов, с которой Марию Павловну связывает многолетняя трудовая деятельность, и до сих пор сотрудники юннатки поддерживают с ней тесную связь.
Мария Павловна, человек скромный, немного смущается, рассказывая о себе, поэтому, о ее неоценимом вкладе в развитие учреждения говорит директор Тамара Фомина:
— Мы во многом благодарны Марии Павловне! Когда она работала у нас, сколько посадочного материала было приобретено благодаря ей! И методическую помощь неоценимую оказывала в написании рефератов: и по цветам и по лесу, потому что она — профессионал широкого профиля, и знает все не дилетантски, а на практике все опробовала. У нее знания в области растений просто энциклопедические. Мы до сих пор сотрудничаем с Марией Павловной, обязательно советуемся с ней в сложных вопросах, связанных с размножением, выращиванием, сохранением растений. И сейчас, если Мария Павловна, находит интересные виды и сорта растений, не забывает о юннатке, всегда делится рассадой и саженцами.
— Мария Павловна, а как Вы пришли на Станцию юннатов?
— В 1983 году переехала в Партизанск из Находки, там я жила с семьей после того, как отец привез нас в 1960-м году с Краснодарского края. Сначала немного работала на швейке, затем ушла в Лесхоз, но в 90-е годы началась перестройка, сокращения. Познакомилась с Любовью Павловной Самчинской, которая тогда была директором юннатки, и перешла сюда работать. Сначала на базе школы № 13 педагогом работала, потом — в пятой, а затем методистом Станции юных натуралистов, и после выхода на пенсию еще 8 лет отработала.
Работать на станции было интересно, тем более, что мне всегда нравилась ботаника, хотя это был один из самых сложных предметов. Когда училась в Лесотехникуме, а потом в Уссурийском сельхозинституте, бывало, что засыпала в обнимку с определителем растений. Была у меня мечта сделать фотогербарий растений Приморья, но раньше не было такой фотоаппаратуры, как сейчас, а черно-белое фото не могло правильно отобразить внешний вид растения. Но сейчас вот потихоньку этим занимаюсь, когда бываем в походах, фотографирую все интересные, встречающиеся экземпляры, накапливаю фотографии.
— А сейчас, что является Вашим стимулом в жизни?
— Мой муж меня в тонусе держит, он очень активный человек, бывший шахтер и инструктор по туризму. Когда вернулся из армии, при шахте открывался туристический клуб, и он стал его руководителем, в Красноярске прошел обучение на инструктора по туризму. Поэтому он профессионально знает, как ставить платку, шнуровать обувь, правильно рассчитать продукты на всю группу, как делать навесные переправы, разжигать костры. Раньше была хорошая профсоюзная поддержка туризма, выделялись на это деньги, и закупалось туристическое снаряжение, а сейчас сами все приобретаем.
Муж всю жизнь путешествует. В этом году он, в составе группы всего из четырех человек, ходил на хребет Кодар, это в Забайкалье, а еще раньше они были на реках Лене и Синей, сплавлялись по ним, больше месяца ушло тогда на путешествие.
Но сейчас стараемся, конечно, вместе путешествовать. Я как вышла на пенсию, так и мотаюсь с ним. В основном путешествуем по краю: север Приморья, река Кема, Мокрушинские пещеры, мыс Гамова. Какая там красота, чистейшее море, солнце, а воздух такой, что хоть бери, да в банки закатывай на зиму! И в Чистоводное часто ездили, где находится природный скальный парк “Город драконов”. Да сколько прекрасных мест здесь, у нас, неподалеку от города: Лысая гора, Облачная — самая высокая гора в Приморье, Ольховая, и водопады наши местные чего только стоят! Мы их все исходили. А зимой катаемся на лыжах, санках-ледянках, выезжаем в Наречное компаниями. Я теперь полюбила ходить на лыжах, хотя по молодости — терпеть не могла, особенно с горы съезжать, все время падала. А сейчас пройдешь круг три километра, нормально, потом и пять километров удается пройти, понравилось.
А весной, первого и девятого мая у нас уже традиция сплавляться по Сучану, или по Киевке, Тигровой. У нас есть три плота спасательных надувных, на 4-6 человек каждый, часто с ночевкой отправляемся.
фото-М.П.-Даниловой--2008-012— Большими компаниями путешествуете?
— По-разному. У нас есть “ядро” нашей группы, несколько человек, которые почти всегда отправляются с нами. А так, бывало, что и двадцать, и тридцать, и по сорок человек отправлялись. Но наиболее удобное количество — десять-пятнадцать человек, а на дальние расстояния — до двадцати. Последний раз, когда на Чандалаз поднимались, было тридцать человек, растянулись так, что “хвоста” группы не видно было. Да и снаряжения брать приходится столько, что в транспорте места не хватает. Как только куда собираемся, муж обзванивает всех, узнает, кто может поехать с нами, кто — нет. Когда с ночевкой едем, а когда просто на один день выбираемся. Если едем на несколько дней, то продукты закупаем оптом, в складчину, транспорт вместе оплачиваем.
— А молодежь с вами ходит?
— Ну, а как же! На тот же север Приморья в одиночку не поедешь, во-первых, дорого выходит, а, во-вторых, небезопасно. В неприятности не попадали, но, бывало — следы присутствия диких животных встречали. Ездим основательно, дней на пятнадцать, на ГАЗ-66. Были зимой на водопаде Черный Шаман — это один из самых больших водопадов Приморья, высотой 33 метра, поднялись там же на гору Курортную, которая считается “сердцем” Сихотэ-Алиня. Удивительные открываются красоты!
— Мария Павловна, что, по-вашему, необходимо людям пожилого возраста для того, чтобы их жизнь была яркой и насыщенной?
— Пенсионерам ни в коем случае нельзя оставаться в одиночестве, у них обязательно должно быть какое-то дело, пусть это будут танцы, пение, вышивание, кулинария, хоть что-нибудь, что позволяло бы им общаться с другими людьми. Особенно тяжело тем, кто потерял близкого человека, ведь к одиночеству невозможно привыкнуть. Пенсионеры, когда не заняты чем-то, “хиреют”.
Поэтому у нас огород в 30 соток, муж-турист, подруга закадычная, с которой дружим уже 40 лет, часто в гости приезжает, мы с ней путешествуем и по миру: в Таиланд, Камбоджу, Сингапур, Малайзию ездили. Недешево, конечно, деньги на поездку занимаем друг у друга, но это того стоит, впечатлений хватает на целый год. А уж походы по краю вполне доступны для рядового пенсионера, примерно 1000 рублей в месяц уходит на дорогу и питание, а получив тонус от увиденных красот, хочется путешествовать еще и еще, узнавая новые неизведанные места. Другое дело, что не у всех здоровье позволяет преодолевать большие расстояния и крутые подъемы, поэтому, зная физические возможности своих “компаньонов”, мы советуем, стоит ли им идти. Я и по себе чувствую, что здоровье уже не то, — признается Мария Павловна, — но все равно стараюсь не отставать от группы в походах. А ведь в России еще столько мест интересных, куда хочется съездить, на той же Камчатке, на Курилах хочется побывать.
Когда человек стремится к чему-то новому, не стоит на месте, это не дает ему стариться. Старость начинается изнутри, когда человек ощущает себя старым.

Мария Башутская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.