Один из семи сеансов — о Сучане

16.12.2016

Фильм “Замри. Умри. Воскресни” обсуждают в краевой столице

До 31 января 2017 года на третьем этаже краевого исторического музея имени В.К. Арсеньева будет работать выставка “В семи сеансах”, посвященная семи документальным и художественным картинам, снятым во Владивостоке, в Приморье и о них.Организаторы выставки отобрали фильмы, наиболее значимые для Приморского края, в числе которых “Дерсу Узала” режиссера Акиры Куросавы, “Пароль не нужен” о разведчике Штирлице, снятый по одноименной книге Юлиана Семенова.
Одна из лент, представленных в этом проекте — “Замри. Умри. Воскресни”. Она была снята в Партизанске в конце 80-х годов нашим земляком, режиссером Виталием Каневским.
Об этой картине “Вести” рассказывали не раз, а в мае нынешнего года жители Партизанска могли посмотреть ее на большом экране и обсудить во время традиционной акции “Ночь музеев”, когда фильм демонстрировался в городском Дворце культуры.
В основе сюжета история трудного подростка Валерки, живущего в послевоенные годы с матерью в бараке маленького шахтерского городка Сучана. По большому счету, Виталий Каневский рассказал о своем детстве, и фильм вышел автобиографичным, но не документальным, а художественным. Режиссер родился в нашем городе, когда тот носил название Гамарник, учился во ВГИКе, но был отчислен, провел несколько лет в колонии, дружил с Василием Шукшиным, ему покровительствовал Алексей Герман-старший. Сейчас Каневский живет во Франции.
Тогда, на майском просмотре в ГДК, творчество Каневского получило весьма неоднозначную и даже резкую оценку со стороны зрителей, особенно негативно о ней отозвались представители старшего поколения. Фильм снимался на натуре в нашем городе, и нашлись зрители, которые узнали в городском пейзаже и в сопках родные места, улицы и окрестности Партизанска.
Этой осенью, с 1 ноября, в главном корпусе Приморского музея имени В.К. Арсеньева открылась выставка “В семи сеансах”, в которую вошел фильм “Замри. Умри. Воскресни”.
Как рассказал корреспонденту “Вестей” куратор выставки, кинокритик Андрей Василенко, выбор на ленту Каневского пал неслучайно. Она — личный фаворит Андрея Александровича из всех выбранных для проекта картин.
— Это большой знаковый фильм, — говорит Андрей Василенко о картине Каневского. — Он привлек меня как одна из выдающихся работ, снятых в нашей стране на рубеже 80-90-х годов и получивших высокую оценку именитых деятелей киноискусства. В 1990 году этот фильм участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля “Особый взгляд” и получил приз “Золотая камера” за лучший дебют. Это одна из самых престижных наград в мире кино. В начале 90-х годов в нашей стране появился независимый журнал “Сеанс” со взглядом, альтернативным официально принятому в киноискусстве. В одной из его рубрик “Журналу отвечают”, в дальнейшем ставшей постоянной, своими впечатлениями о фильме Каневского делились критики и режиссеры высокого ранга, в том числе Алан Паркер, Александр Сокуров. Отзывы о фильме для нашей выставки мы взяли как раз оттуда. Жаль, что документов, фактов об этой ленте и режиссере у нас немного.
Сейчас куратор выставки пытается связаться непосредственно с Виталием Каневским, по возможности получить у него для музейных архивов материалы, связанные с его творчеством, съемками в Приморье. В том числе идет работа над тем, чтобы получить снимки страниц французского журнала, в котором была опубликована большая статья в номере, посвященном тому самому триумфальному для Каневского фестивалю в Каннах.
С начала ноября выставку посетило порядка полутора тысяч человек. Как добавил Андрей Василенко, возможно работа проекта “В семи сеансах” не ограничится концом января и будет продолжена. Есть намерение показать зрителям большее количество фильмов, снятых в Приморье, с лекциями самого кинокритика, и провести, в том числе, открытый показ фильма “Замри. Умри. Воскресни”.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.