Бессменный парка часовой

04.09.2020

Без малого 70 лет статуя шахтера венчает вход в городской паркВ одной из бесед ветеран журналистики, историк, кавалер Почетного знака «За заслуги перед Партизанским городским округом» Борис Петрович Резников мимоходом обмолвился о том, что, мол, статуя шахтера, которая венчает вход в городской парк, в годы его детства стояла в центре города Владивостока.

Сегодня пришло время рассказать еще одну удивительную историю из жизни нашего Сучана-Партизанска.

Шахтер-путешественник

О шахтере на берегу бухты Золотой Рог поведал и писатель, хранитель истории послевоенного Владивостока, Дмитрий Старцев. В телефонном разговоре с корреспондентом «Вестей» Дмитрий Александрович рассказал, что после войны на месте нынешней площади Борцов за власть Советов во Владивостоке было два скверика, разделенных идущей в порт дорогой, которая была естественным продолжением Океанского проспекта.
— С левой стороны от проезда в порт был в любое время суток многолюдный сквер с цирком шапито. Его все называли между собой «Фиалки». Почему — не знаю. Справа располагался скверик под названием «Шахтерский» из-за того, что там стояла статуя шахтера с отбойным молотком и фонарем. Здесь было тихо и спокойно, на скамеечках сидели пенсионеры и молодые мамы.
Только историки знают, что еще раньше во Владивостоке на месте шахтерского скверика, с 1934 года по 1948 год, располагался Челюскинский скверик с триумфальной аркой, возведенной по заказу Владивостокского горсовета известным архитектором Николаем Рябовым в честь экипажа затонувшего во льдах Арктики легендарного парохода «Челюскин» и спасших его семи мужественных полярных летчиков — первых Героев Советского Союза. Челюскинцы были национальными героями. Владивосток стал первым городом, куда они прибыли после своей героической эпопеи. Челюскинцы, сойдя на берег в столице Приморья, прошли под аркой, а после встречались с трудящимися и жителями города. Жили и питались в лучшей гостинице города «Версаль», переименованной после в «Челюскин». Затем по Транссибу полярные герои отправились, с остановками в крупных городах, в Москву.
Арка, возведенная в честь челюскинцев, была выполнена из дерева и раскрашена под камень, оттого со временем пришла в негодность. В 1948 году ее решили заменить Доской почета комбината «Приморскуголь». Сооружение должна была венчать статуя шахтера. Почему в портовом городе решили отдать дань этой профессии? Дело в том, что в 1948 году был учрежден праздник работников угольной отрасли. Отмечать День шахтера придумал сам Сталин, из-за этого до самой смерти вождя праздник называли «сталинским».
Когда шахтера водрузили на причитающееся ему место, руководство края осталось недовольно статуей, да и руководство «Приморскугля», чей офис располагался аж на улице Тигровой, в паре кварталов от сквера, хотело бы перенести Доску почета поближе к своему главному зданию. Есть версия, что приемная комиссия нашла фигуру шахтера изможденной, а выражение лица — унылым. Выпирающие ребра никак не вязались с растиражированным в кинохронике атлетическим сложением и «стахановской» белозубой улыбкой советских шахтеров.
— Помню, шахтер стоял на граненом, как пивной стакан, пьедестале, держа в поднятой к небу руке шахтерский фонарь. По ночам в нем вспыхивала лампочка, и в лучах ее света загулявшие жители разливали спиртное, — вспоминает Дмитрий Старцев.
Вскоре Доску почета демонтировали и перенесли на улицу Тигровую, а статую шахтера поначалу поставили на отдельный постамент в самом дальнем конце сквера, а потом и вовсе убрали с глаз долой. В те годы директором комбината «Приморскуголь» был герой Гражданской войны, Герой Социалистического Труда Алексей Степанович Аллилуев, который, кстати, с 14-летнего возраста жил на Сучанском руднике. Активный участник боев с интервентами и белогвардейцами, командир летучего партизанского отряда в Сучанской долине. После победы Советов — председатель Сучанского рудничного комитета профсоюза, затем секретарь Сучанского комитета РКП(б), руководитель Сучанского рудоуправления. В свой любимый Сучан, по всей видимости, Алексей Степанович и отправил статую шахтера, где она и находится по сей день.
Мой отец, выпускник ремесленного училища №1 города Владивостока, Виктор Николаевич Сухарь вспомнил, что когда он в 1952 году приехал в краевую столицу из провинции на учебу, статуи шахтера в скверике уже не было.
Это дает возможность предположить, что шахтер из «столичного» сквера исчез во временном промежутке от 1948 до 1952 года. По крайней мере на фотографиях Сучанского городского парка середины 50-х годов статуя шахтера уже стоит на пьедестале.
В начале 70-х будущую площадь во Владивостоке засыпали грунтом, залили бетоном и закатали в асфальт. В центре установили скульптурную группу, носящую название «Борцам за Власть Советов на Дальнем Востоке».

Парк начинается с ворот

Местный историк Георгий Туровник рассказал, что когда собирал материал для книги по истории создания городского парка, находил в публикациях газеты «Красный сучанец» информацию о том, что комплекс ворот на входе в городской парк сооружали очень долго. Несколько месяцев стояли глубокие котлованы, заполненные дождевой водой. Стальная конструкция ворот была сварена в ЦЭММе. По всей видимости, ее создавали специально под привезенную в город статую шахтера. И происходило это не раньше 1952-1953 годов.
В документах Сучанского горисполкома от 1952 года есть жалоба на бригадира строительной бригады треста «Сучануголь» Василия Гарбара, который, якобы, без разрешения руководства треста «Сучануголь» собрал стальные столбы уличного освещения, выкопанные во время проведения работ по расширению улицы Ленинской, и сварил из них ворота в городской парк. То есть получается, что изначально вход в парк культуры выглядел весьма скромно и непрезентабельно. И вопрос сооружения новых ворот решился довольно быстро. Кстати пришлась и «ничейная» скульптура шахтера, которую быстро перевезли в Сучан.
Георгий Туровник также высказал предположение о том, что в парк вместе со скульптурой шахтера могли привезти и установить элементы изгороди. По крайней мере, они очень похожи на решетки, отделявшие ранее шахтерский сквер от улицы Ленинской-Светланской во Владивостоке.

Скульптор из прошлого

Скульптор Петр Мулдин за работойКраевед и историк Николай Бабенков из Углекаменска 15 марта 2019 года разместил на сайте «Углекаменск.инфо» скан страницы из газеты «Красное знамя» от 8 августа 1948 года. Этот номер был целиком посвящен первому празднованию в СССР Дня шахтера.
В небольшой заметке сообщалось о том, что «К Дню шахтера во Владивостоке в сквере Челюскинцев устанавливается Доска почета комбината «Приморскуголь». Она будет увенчана двухметровой фигурой шахтера работы скульптора П. В. Мулдина». Рядом был помещен снимок фотокорреспондента газеты В. Мясникова из мастерской скульптора. На фото молодой 30-летний скульптор наносил последние штрихи на глиняный полноразмерный макет скульптуры.
Как удалось узнать из открытых источников, скульптор Петр Вильгельмович Мулдин с 1950 по 1967 год был членом Приморского краевого отделения Союза художников.
Из его работ, помимо интересующей нас статуи шахтера, известна еще ростовая скульптура Максима Горького, установленная в одноименном парке в городе Арсеньев. Памятник был отлит и установлен в 1958 году. Изначально парку планировалось присвоить имя Арсеньева и установить там памятник известному путешественнику, но в последний момент все же решили, что памятник Максиму Горькому — это более правильное с идеологической точки зрения решение. Такой чести великий пролетарский писатель удостоился за то, что первым в России обратил внимание широкой публики на труды писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева. Именно после лестного отзыва Горького Арсеньева стали издавать, а о Приморье и красотах Уссурийской тайги и ее уникальной флоре и фауне узнала вся страна.
Также известен изготовленный Мулдиным бюст первопроходца, казака Ивана Москвитина, который находится в Хабаровском краеведческом музее имени Арсеньева. Отряд атамана, состоящий из десяти томских и одиннадцати беглых красноярских казаков, весной 1639 года первым вышел к побережью Охотского моря. Чтобы побывать там, они сплавились по реке Алдан, а после прошли вверх по реке Мае. От своих проводников Москвитин узнал, что свою великую реку местные называют еще и Момур, что по-нанайски значит «большая река» или «сильная вода». Так и появилось название Амур, знакомое всем нам с 17 века.
Нашего шахтера Петр Вильгельмович создал в возрасте тридцати лет, а Максима Горького — спустя десятилетие.
После выхода, или исключения, из Союза художников в 1967 году Петр Мулдин прожил еще 12 лет и скончался в довольно молодом возрасте — в 61 год. Чем были обусловлены стремительный взлет и не менее быстрое «падение» мастера — не известно.

Это наш парень!

В 2019 году в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» строительная компания «Нарек» произвела работы по реконструкции входной группы городского парка. Были отремонтированы и покрашены ворота, заменены пришедшие в негодность участки каркаса и облицовки. Покрасили и статую шахтера. К сожалению, не восстановили свет фонаря в его руке. Мы уверены, он бы радовал ветеранов, которые под ним вечерами вспоминали бы свои молодые шахтерские годы.
Памятник, как и прежде, остается одним из главных символов нашего города. Свидетельством того, что люди, добывающие уголь, основали 124 года назад в тайге один из самых красивых городов России.

Антон СУХАРЬ.

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.