Дворец, театр, госпиталь…

17.04.2020

Сцена из пьесы Сафронова «Стряпуха» в исполнении актеров театра ДКУСтарожилы рассказывают, что в годы строительства главного городского очага культуры бытовало мнение о том, что за основу проекта здания Дворца культуры угольщиков в Сучане был взят типовой проект драматического театра, разработанного в Москве для городов с небольшим населением.

Подтверждения этой информации в архивах и в других исторических источниках пока не нашлось, но зерно истины в этом утверждении есть.
В конце 20-х годов ХХ века Сучан был центром угледобычи Приморья. Именно здесь добывали уголь, пригодный для использования в топках паровозов и пароходов, а также в промышленности. Руководство города было на особом счету у края, а, значит, могло пользоваться определенными преференциями и добиться в стратегически важном городе постройки Дворца культуры по эксклюзивному проекту.
Определенную ясность в вопрос внесли и строители, производившие капитальный ремонт зрительного зала летом 2011 года, они выяснили, что сцена в большом зале оборудована поворотным механизмом, который, как известно, устанавливают в театрах для быстрой смены декораций путем вращения.
Стоит сказать, что в начале своей истории большой зал Дворца был оборудован рядами по четыре-пять деревянных откидных кресел. В нужное время ряды сдвигали к стенам, открывая большую свободную площадку для танцующих или под столы на случай проведения праздничного застолья или тематического вечера. Ветераны-шахтеры с теплом вспоминают торжества во Дворце с вручением наград и грамот за выполнение и перевыполнение планов и социалистических обязательств. Позже для этих целей стали использовать ресторан «Кристалл». Во время чествования передовиков в зале Дворца культуры угольщиков расстилались ковровые дорожки, которые также лежали в фойе и на лестницах.
Главный объект культуры Сучана-ПартизанскаГордостью Дворца была огромная сверкающая огнями хрустальная люстра под потолком большого зала. В начале 70-х годов ХХ века люстру заменили на меньшую по размерам и весу, дабы снизить нагрузку.
Как и положено для мест культуры и досуга, в учреждении был хороший буфет, где во время антрактов могли перекусить и выпить по бокалу вина или пива. Пиво было свое — «Сучанское», славившееся далеко за пределами города. В меню — бутерброды с икрой и ветчиной и прочие яства. В буфете был и отдельный вход с улицы.
В 1955 году объект культуры пополнился новым городским парком. Газета «Красный сучанец» писала, что в обширных подвалах ДКУ нужно навести порядок, чтобы оборудовать там помещение для игры в бильярд, новый буфет и комнаты для кружковой работы. Но планы в жизнь так и не воплотили, а часть подвала даже изолировали, заложив входы.
Парадный вход ДКУ располагался, как и теперь, со стороны нынешнего памятника Ленину. Чуть ниже, на месте теперешней большой клумбы, была летняя танцплощадка, а на месте памятника вождю мирового пролетариата стоял мемориал Партизанской славы. Его накануне 50-летия Октябрьской революции в 1967 году под руководством скульптора Семена Горпенко перенесли на вершину Партизанской сопки.
По обеим сторонам от памятника стояли большие каменные Доски Почета с портретами лучших тружеников. Жители и гости города любили фотографироваться на фоне очага культуры, а Хабаровское книжное издательство выпустило открытку с изображением Дворца культуры угольщиков.
Руководство города отвественно отнеслось и к подбору кадров – работников культуры. Архивные документы президиума горсовета за 1938 год сообщают о том, что руководство Дворца культуры угольщиков пригласило из Хабаровска музыканта Исаака Семеновича Елина для создания в городе духового оркестра и обучения кружковцев игре на музыкальных инструментах. Руководить джаз-оркестром, в конце тридцатых этот жанр музыки еще не был запрещен, поручили К. В. Груничеву. Мероприятия в большом зале проходили под живую музыку. Музыканты располагались в «оркестровой яме», которая представляла собой огороженное бортиками пространство у сцены.
Одним из первых директоров ДКУ назначили Николая Яковлевича Закржевского — демобилизованного младшего командира, прибывшего из города Елец Орловской области. Приглашенные специалисты обеспечивались жильем, им оплачивался проезд и провоз багажа по фактической стоимости.
Постановлением Президиума городского Совета №24 от 27 января 1935 года было принято предложение культпрома Далькрайкома ВКП(б) об организации в здании Дворца культуры угольщиков постоянного театра.
Кадры для театра в Сучане уже были, ведь еще в декабре 1934 года газета «Красное знамя» написала, что в Сучане и Артеме созданы театры рабочей молодежи с самодеятельными артистами, которых приглашенные профессионалы и должны учить секретам мастерства.
Руководствуясь постановлением Далькрайкома, Сучанский горкомхоз передал гостиницу горсовета с полным оборудованием под квартиры работникам нового театра. Горторгу было предложено включить в контингент снабжения и работников театра в количестве сорока человек и прикрепить их к столовой.
Театр планировали создать в Сучане еще до окончания строительства Дворца культуры угольщиков, разместив его на первых порах в клубе шахты №10, но вопрос об открытии театра затянулся.
О Сучанском театре узнала вся страна, когда зимой газета «Правда» в №4 за 1940 год сообщила, что на Дальнем Востоке открыты новые театры в городах Сучан Приморского края и Оха Сахалинской области, а также передвижной колхозно-совхозный театр с базой в городе Спасск-Дальний Приморского края.
Первым директором Сучанского театра угольщиков назначили Томаса Давыдовича Харазова. В отчете театра за 1940 год говорится: «Театр, созданный в городе Сучан по решению Правительства, за время своей работы обслужил десятки тысяч рабочих и интеллигенции, заслуженно пользуясь должным вниманием со стороны горняков и общественности, и с возложенными на него задачами в первый год организации работы справился». Действительность же была более прозаичной. Для нормальной работы, особенно на выезде, Сучанскому театру не хватало актеров, театрального оборудования и реквизита, остро стояла проблема автотранспорта.
2 января 1941 года в свой первый день рождения театр с аншлагом провел творческий отчет. Сучанский горисполком ходатайствовал перед Правительством РСФСР о награждении особо заслуженных работников театра. Так, художественному руководителю театра ДКУ города Сучан Павлу Алексеевичу Алексееву, имеющему долголетний стаж работы в качестве артиста и художественного руководителя ряда театров, предлагали присвоить звание «Заслуженный артист РСФСР», а способного актера, общественника Василия Георгиевича Зеленина, проработавшего на сцене свыше двадцати лет, наградить медалью «За трудовое отличие». Руководству театра и ряду актеров, таких как Федор Минаевич Родионов, Кирилл Иванович Ширяев, Григорий Григорьевич Евдокимов и другим, предложили вручить грамоты городского исполнительного комитета.
К сожалению, театру угольщиков не суждено было долго просуществовать в городе. Началась Великая Отечественная война. Во Дворце культуры был развернут военный госпиталь. Театр был переведен в здание Народного дома, а в 1944 году — в город Артем.
В послевоенные годы во Дворце сформировался драматический коллектив из двадцати человек под руководством Фаины Григорьевны Лазовской. Сильна была и художественная самодеятельность, за которую отвечала Татьяна Михайловна Нейман.
Свежую струю в творческую жизнь внесла Анна Григорьевна Лобанова, которая была директором Дворца культуры угольщиков с 1963 по 1966 годы.
В 1964 году организовали ансамбль песни и пляски из 80 человек, занявший третье место в краевом смотре. В 70-е годы в ДКУ работали детская цирковая студия, детский театральный кружок, был большой хоровой коллектив. Славился победами шахматный клуб.
В большом зале крутили кинофильмы, показ которых предваряли киножурналы, рассказывающие о трудовых буднях жителей СССР.
Во Дворце играли свадьбы, торжественно провожали новобранцев в армию, рядом на площади проводили массовые гуляния и митинги.
В здании Дворца по инициативе директора Анны Лобановой был создан первый в Сучане музей шахтерской славы, чьи фонды через много лет передали в городской музей.
С момента торжественного открытия городского Дворца культуры много воды утекло. Но главное остается неизменным. Как и 87 лет назад в этом здании бьется сердце культуры. По-прежнему здесь работают люди, преданные своему делу — творческие, талантливые и увлеченные.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.