21.02.2024

Свои ордена фронтовик сам передал в музей на вечное хранениеПрикасаться к этим реликвиям в фондах музея истории Партизанска имеют право лишь его сотрудники и то, предварительно надев специальные перчатки.

Награды фронтового разведчика Николая Селиверстовича Диденко, нашего земляка, полного кавалера Ордена Славы хранятся в запаснике городского музея. На протяжении пятнадцати лет их видят только служители, а еще краеведы, историки после письменного запроса на имя директора учреждения и в присутствии его сотрудников.
Но на прошлой неделе возможность увидеть и сфотографировать ордена, медали и воинские знаки героя появилась у корреспондента «Вестей».
Правда, также пришлось соблюсти все требования и оформить документы: отправить заявление, получить ответ директора с положительной резолюцией, согласовать время и дату осмотра.
Светлая комната со стальными шкафами, ящики в которых помечены однотипными бирками. Это запасник, где хранятся экспонаты, по тем или иным причинам не попавшие в основную экспозицию. Большинство из них переданы в дар жителями нашего города. Там же в надежных сейфах находятся награды ветеранов войны и труда. В их числе боевые ордена фронтового разведчика Диденко. Они были переданы на вечное хранение в музей им лично за несколько месяцев до ухода из жизни.
Ведущий методист Наталья Сафина рассказала, как это было:
— Осенью 1987 года Николай Селиверстович, который много лет отработал в Сучанской комплексной экспедиции и Южной геологоразведочной партии, сильно заболел. Виной этому были не только фронтовые раны, но и мирная профессия бурильщика. Из скважин под давлением вырывался метан, который заполняет пустоты между пластами угля. Помощники и механизаторы при «выхлопе» стараются отбежать подальше, чтобы не получить отравление. Но сам бурильщик сделать этого не может, так как непосредственно управляет процессом, и ему достается самая большая доза ядовитого газа. Респираторами и противогазами практически никто тогда не пользовался, что нередко приводило к трагическим последствиям. Смертоносный метан забрал остатки здоровья фронтовика. Врачи честно сказали Диденко, что жить ему осталось всего несколько месяцев. Он стойко принял эту страшную новость и постарался тщательно распланировать отпущенное ему время, решить все важные вопросы.
По просьбе Николая Селиверстовича в больницу пришли работники музея вместе с его первым директором Валентиной Стежковой и прямо в палате подписали заявление о передаче наград на вечное хранение. Ордена, медали и воинские знаки вместе с документами и парадным кителем были позже получены от дочери разведчика.
Передвигался он тогда уже с трудом. Найти машину для поездки в военкомат и «собес» ему помог сосед по палате Александр Коробченко вместе со своими товарищами из «Энергоугля», когда Николай Селиверстович решил оформить все необходимые льготы, положенные участнику Великой Отечественной войны, на погребение и установку надгробного памятника.
Александр Дмитриевич рассказывал, что даже в такой момент ветеран держался стойко, был всегда опрятным, чисто выбритым, хотя все знали, что давалось это ему с большим трудом и болью. В больничной палате он сам, чем мог, подбадривал своих соседей.
Но вернемся к наградам разведчика. Несмотря на идеальные условия хранения, знаки и ордена имеют микроскопические сколы и царапины, это говорит о том, что кавалер при жизни часто их носил. Ордена Славы начищены до зеркального блеска. У медали «За трудовое отличие» на ушке следы грубой пайки — ее Николай Селиверстович, возможно ремонтировал в домашних условиях.
К сожалению, из полного комплекта орденов Славы, которыми был награжден Диденко, сохранились только награды первой и второй степеней, а орден третьей степени вместе с медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» отсутствуют.
До начала двухтысячных мундир с наградами нашего прославленного земляка экспонировался в зале Великой Отечественной войны городского музея под обычным витринным стеклом. На него приходили посмотреть посетители, которым музейщики рассказывали, что отважный разведчик более ста раз ходил за линию фронта и взял в плен лично и в группе 76 «языков», участвовал в форсировании Днепра, штурмах Кенигсберга и Берлина, был участником парада на Красной площади в честь 40-летия Победы. Во время одного из заданий в районе села Малая Гомольша разведчики роты Диденко из засады уничтожили личную инспекцию Гитлера, в том числе 28 генералов и старших офицеров, охраняемых ротой эсэсовцев, сорвав подготовку врага к битве на Курской дуге.
Всего в коллекции музея около семисот орденов, медалей и монет. На каждый предмет заведена учетная карточка, в которой указано имя награжденного, номер награды и удостоверения, ее инвентарный номер и точный вес в граммах. Эти же данные повторяются на лицевой части конвертов из плотной бумаги, в которых хранятся экспонаты.
Раз в пять лет коллекцию проверяет специальная комиссия из главного корпуса музея. Эксперты подтверждают подлинность предметов и взвешивают их на специальных ювелирных весах.
Увы, после развала СССР награды из золота и серебра стали предметом охоты для нечистых на руку коллекционеров и грабителей. И министерством культуры РФ было предписано для защиты музейных фондов от хищений все изделия из драгоценных металлов убрать в сейфы, заменить их муляжами и копиями. Экспонировать подлинники можно только в специальных витринах с сигнализацией и бронестеклом. Такие руководство краевого музея-заповедника имени Арсеньева планирует установить и в Партизанске. Как только это произойдет, в одной из них разместят и награды Николая Диденко.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.