Славный путь ветерана

08.05.2015

IMG_8898Отец вернулся домой зимой 42-го. Задумчивый, хмурый, покалеченный. О войне потомственный шахтер Дмитрий Кузьмич Перервенко, который ушел на фронт в июне 1941года, говорил мало.
А если и говорил, то от таких рассказов всем становилось жутко — они были наполнены болью и смертью десятков боевых товарищей, сложивших головы во время тяжелых кровопролитных боев осенью 1942 под Сталинградом.
— В дни войны я и мои друзья считали дни до своего 17-летия, чтобы отправиться на передовую бить ненавистного врага, — вспоминает участник Великой Отечественной войны Анатолий Перервенко.

В тылу был свой фронт

В военкомате патриотический настрой 15-летнего юноши, который успел окончить курсы трактористов и водителей, приняли без энтузиазма. Напомнили о малом возрасте и о том, что кому-то и в тылу надо работать, и направили подростка на городскую автобазу собирать из автохлама грузовики-полуторки для фронта.
— Мне было 15, и я был самым старшим в нашей восстановительной бригаде, — рассказывает ветеран. — В моем подчинении были мальчишки 10-12 лет, которые предпочитали баловаться, а не заниматься скучным ремонтом. За год буквально из ничего, почти в одиночку, я собрал для фронта 15 грузовиков, хотя запчастей не хватало, и ждать их было неоткуда — все ресурсы в первую очередь шли для фронта. Многие детали приходилось делать вручную. В то время находились негодяи, которые, прикрываясь броней, уклонялись от армии и “советовали” подросткам: “Что, стараетесь, ночей не спите, когда ваши машины еще до фронта в эшелоне сто раз разбомбят”. Но Анатолий советы таких вредителей не слушал и честно выполнял свою трудную работу, чем немало помог фронту.

Связь Победы

Весной 1943 года Анатолий Перервенко, в свои неполные 16, наконец ушел добровольцем в армию. Служить попал водителем автомобиля-радиостанции на базе огромного американского грузовика “Студебекер” в 73-й полк связи, который в составе 25 Дальневосточной армии базировался в Уссурийске.
Служить поначалу было сложно, сплошная секретность. Оказалось, что такая бдительность нужна, чтобы скрыть от возможных шпионов шифры связи, сохранить в тайне содержание приказов командования, графики и направления передвижения советских войск. В ту пору Дальний Восток просто кишел шпионами всех мастей, в близлежащей Маньчжурии стояла миллионная Квантунская армия, готовая в любой момент начать войну с Советским Союзом.
— У нас при себе постоянно было табельное оружие и двойной комплект боеприпасов, на случай провокаций радиостанция была заминирована, и при первой же угрозе ее захвата мы были готовы уничтожить взрывом и радиостанцию, и шифры, — вспоминает Анатолий Дмитриевич.

Приказ — перейти границу

Пока Анатолий с товарищами обеспечивал надежную связь, его однополчане тайно тянули к границе линии связи, которые в августе 1945 года помогли нашим войскам быстро перейти границу с Маньчжурией. Именно через радиостанцию, обслуживаемую Анатолием Перервенко, были переданы самые важные приказы о начале наступления на Маньчжурию и сообщение ставки Верховного Главнокомандования о капитуляции японских войск.
Вместе с передовыми частями переходили границу и радисты. В районе Дунина колонна связи напоролась на японский укрепрайон, который упорно сопротивлялся несколько дней подряд, до тех пор, пока бомбардировщики с Воздвиженской авиабазы не пробили мощные бетонные перекрытия крепостей, а с ними вместе отбили у врага желание сопротивляться.
— К нам на подмогу с Запада пришли победители, солдаты из подразделений, подчинявшихся ранее маршалам Победы Жукову и Рокоссовскому, — рассказывает Анатолий Дмитриевич. — Эти люди брали европейские столицы и Берлин, а необстрелянных японцев и вовсе громили с легкостью и поразительной скоростью. Благодаря их участию война продлилась всего месяц.
В декабре 1945 года Анатолий Перервенко в составе своего подразделения вернулся в Уссурийск, где и прослужил до 1951 года. За время службы несколько раз участвовал в гарнизонных военных парадах в Уссурийске, которые в ту пору принимал лично командующий 25-й Армией маршал Победы Родион Малиновский, позже ставший министром обороны СССР.
— А ведь не забыли в военкомате, что я на парадах ходил. Вспомнили и в канун 70-летия Победы, на парад 9 Мая на Красную площадь пригласили, — не без гордости говорит Анатолий Дмитриевич. — Приятно, конечно, но уже годы и силы не те, пришлось отказаться…

Был радистом — стал энергетиком

4После демобилизации Анатолий вернулся в родной гараж на автобазу в Сучан, откуда вскоре перешел водителем в геологоразведку. А потом была работа в Южных электрических сетях “Дальэнерго”, где вчерашний солдат переквалифицировался в строителя и стал ускоренными темпами строить высоковольтные линии, что дало толчок развитию промышленности и транспорта.
На родном предприятии ЮЭС ОАО “Дальэнерго” машинистом-шофером Анатолий Дмитриевич трудился 47 лет. За эти годы успел поработать на нескольких десятках типов автомобилей, начиная от допотопной полуторки и газогенераторной машины на дровах, до современных, на то время, автомобилях ГАЗ и их иностранных аналогах, включая ленд-лизовские американские, английские и трофейные японские и немецкие.
В свои 88 лет Анатолий Дмитриевич по сей день за рулем верного “Москвича-412”. Он сам готовит, стирает, убирает, ездит на машине за продуктами в магазин. Чистота в квартире идеальная!
В 2014 году, когда пожар уничтожил сарай во дворе, Анатолий Дмитриевич собственноручно возвел новый. До сих пор работает на огороде, где все у деда Анатолия, как он сам говорит, цветет и родит.
Служил и работал Анатолий Перервенко честно, о чем говорят пачки приветственных адресов и грамот, медали на груди и толстый вкладыш о поощрениях в трудовой книжке. А главная похвала и мерило успеха — уважение земляков, которые скромному и надежному человеку Анатолию Дмитриевичу Перервенко благодарны за многие добрые дела, а главное за то, что защитил нашу Родину и всю жизнь трудился на благо людей!

Антон СУХАРЬ. Фото автора и из семейного архива Анатолия Перервенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.