Везде был фронт

22.06.2018

Семья Николая ДуничеваВ редакцию нашей газеты обратилась ветеран труда из Партизанска Екатерина Секач с просьбой написать хотя бы несколько строк о ее семье, которая, как и миллионы других семей, пережила все тяготы войны.Родные Екатерины Петровны сражались на фронте, ударно трудились в тылу – все для фронта, все для Победы.
Дуничевы, в числе 50 семей переселенцев из Калужской области, в 1938 году подались за лучшей долей на Дальний Восток в шахтерский город Сучан. Вчерашние землепашцы освоили новые специальности, обрели новый дом и долгожданный стабильный заработок. Но, к сожалению, мирная жизнь продлилась только три года. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Отец Екатерины, плотник шахты № 16, Петр Степанович был уже в пожилом возрасте, призыву в действующую армию не подлежал, поэтому был направлен в Уссурийск, мастерил ящики для снарядов. Вскоре заболел и был комиссован. Но не успокоился, не сдался, добился назначения на должность конюха в объединенную конюшню шахт Сучана, которая располагалась в те годы в районе Японской сопки. А когда процесс транспортировки угля стал механизированным, глава семейства до преклонного возраста трудился в строительной бригаде плотником, строил новое жилье для шахтеров.
Семья Михаила ДуничеваВ начале войны старшему брату Екатерины Петровны, Михаилу Дуничеву, который в свои 20 лет уже отслужил год срочной службы в артиллерии, было сразу дано направление на передний край обороны.
Служить Миша попал на Северо-Кавказский фронт. Наряду со Сталинградом это направление было не менее стратегически важным, и бои ожесточенными. Немцы, испытывая нехватку топлива для самолетов, танков и кораблей, всеми силами пытались прорваться к нефтяным месторождениям Грозного и Баку. Начав свой боевой путь сержантом, командиром отделения снабжения боеприпасами артиллерийского дивизиона, Михаил Дуничев закончил войну старшим лейтенантом, командиром артиллерийского орудия.
За бой 18 февраля 1943 года Михаил Петрович был награжден орденом Красной Звезды. В Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР несколько строк о том, что в этот день сержанту Михаилу Дуничеву вместе со своими бойцами удалось выполнить очень опасное задание. Под ураганным огнем противника оперативно обеспечить артиллерийскую батарею снарядами, что позволило не только отразить контратаку противника, но и выбить фашистов с занимаемых позиций.
– Миша никогда не рассказывал о войне, считая, что эти ужасы нельзя предавать огласке, а главное, они никогда не должны повториться, – вспоминает о брате Екатерина Секач.
Средний брат Николай Дуничев, которому в 1941 году было всего 13 лет, пошел работать в Центральные электромеханические мастерские, где вместе с бригадой сверстников ремонтировал паровозы для узкоколейки. Работать приходилось по десять часов в день и без выходных. Но мальчишки мужественно выполняли свой долг, потому что знали, что работают на благо Победы.
Николай был мастером на все руки. В краткие часы отдыха он успевал еще и соседям помочь: провести ремонт проводки, каких-либо инструментов, зашить детские сандалики и даже отлить из алюминия ложки и половники, которые были в военные годы в большом дефиците.
– Мне было всего четыре года, но я очень ярко помню день 9 Мая.Мы тогда были на огороде в районе шестой шахты. Смотрим, по сопке бежит мужчина и кричит: «Конец войне! Победа!». Люди отовсюду сбежались к нему и начали переспрашивать. А он кричит и повторяет те же самые фразы еще и еще. Мужик плачет и смеется, ну и мы тоже начали радоваться и плакать, – вспоминает Екатерина Петровна.
Но Дуничевым было не только радостно, но и до боли тревожно от неизвестности. От их родного и любимого Миши долго не было писем, и вся семья очень переживала, жив он или нет. Тревога сменилась большим счастьем, когда в мае 1946 года рано утром он вошел в дом и позвал: «Мама!».
– Брат на меня, пятилетнюю девчушку, произвел неизгладимое впечатление. Высокий, сильный, с орденами и медалями на груди, а главное с коробочкой конфет монпансье в руках. После этого я стала, как хвостик, ходить за ним повсюду и рассказывать всем вокруг, что это мой брат и что он — герой! – вспоминает Екатерина Секач.
Михаил Дуничев после войны пошел по партийной линии. За открытость, честность и доброту его уважали люди. Было непривычно, что даже старики двадцатипятилетнего парня называли по имени и отчеству. Михаил для многих дедушек и бабушек Сучана был учителем — в школьные годы обучал их грамоте, работая активистом по программе ликбеза.
– В послевоенные годы фронтовики и труженики тыла о нас, малышах, заботились, воспитывали, — завершает рассказ Екатерина Петровна. — И при таком внимании взрослых наставников расти было как-то надежно, легко. Мы знали, что эти люди, закаленные войной и тяжелым трудом, помогут и поддержат в трудную минуту. Из этой плеяды хочу отметить Владимира Захаровича Комарова, который в разное время руководил производственными участками, где работали мои братья. Вечная память таким людям и низкий поклон им за то, что они сделали для свободы и независимости нашей страны. Пользуясь случаем, хочу со страниц «Вестей» поприветствовать жителей города Партизанска и пожелать им благополучия и процветания, а главное мира и спокойствия.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.