Артур ЧЕРНЕНКО: “Сучан давно стал мне Родиной”

19.08.2016

Казачья шашка для Артура Черненко - настоящая реликвияПоявился на свет я в 1936 году в семье медиков в далеком, ныне уже не существующем казахском поселке на берегу озера Балхаш с красивым названием Бурлю-Тюбе, что в переводе на русский язык означает “Люблю тебя”. Маму Наталью Владимировну и отца Михаила Власовича, окончивших мединститут на Украине, распределили в Илимское речное пароходство, которое перевозило грузы и пассажиров по реке Илим, впадающей в Балхаш. Вскоре после моего рождения семья, в которой кроме меня была еще сестра Галина, переехала в соседний поселок Илимский — отца назначили главным врачом пароходства, а мама пошла работать провизором в аптеку.

Война пришла в каждый дом

Когда началась Великая Отечественная война, отца направили на фронт. Хотелось воевать и нам, мальчишкам. Мы с закадычными друзьями Мишкой Болдыревым и Юрой Лифановым, которым, как и мне, уже по восемь лет было, дважды убегали на фронт. Понятное дело, оба раза попались, отъехав всего на десяток километров от дома.
Пришлось пока грызть гранит науки. Школа у нас была элитная, многие учителя имели ученые степени — профессура эвакуированных с запада страны вузов. С этими людьми было интересно. Они могли даже самую скучную тему превратить в яркое зрелище. На лабораторные работы по физике и химии, как на представление, собиралась вся округа.
В редких письмах с фронта отец о войне практически ничего не писал. Мы знали только, что он на передовой командует полевым госпиталем, много оперирует. Воевал отец под командованием знаменитого генерала Пантелеймона Шиоевича Шиошвили на Западном, Калининском, Первом Прибалтийском, Втором и третьем Белорусских фронтах, а после штурма Берлина и капитуляции нацистской Германии на Первом Дальневосточном фронте, где его дивизия участвовала в разгроме Квантунской армии в Маньчжурии.
Половину мира прошагал мой папа дорогами войны, был награжден многими орденами и медалями. После войны воинскую часть, в которой служил отец, оставили в Приморье, в городе Сучане. Остался служить здесь и отец, а в 1953 году забрал из Казахстана и нас с мамой и сестрой.
Сучан — город сказка!
Приморский город меня просто пленил своей чистотой и обилием зелени. После казахской степи и жары, видеть такую идиллию было даже как-то непривычно. Люди были дружные, а праздники истинно народными. На каждой шахте — свой духовой оркестр, а в городском парке большая танцевальная площадка. Мы жили в воинском гарнизоне, который располагался в районе железнодорожного вокзала, доучиваться пошел в школу № 29.
Увлекался спортом и радиоделом, интересовался механикой. При школе занимался в кружке радиолюбителей, где получил квалификацию радиооператора третьего класса. Еще был кружок морского моделирования. За два года мы с товарищами создали радиоуправляемую модель линкора. На первом краевом фестивале учащихся во Владивостоке наш линкор стал главным событием года.

На страже неба

Окончив школу, служить я попал в ракетные войска. За время службы мы с товарищами стали авторами нескольких авторских изобретений, которые принесли пользу армии и стране. Четыре года службы прошли в тайге близ поселка Елабуга в Хабаровском крае. Нас было 18 человек. В 1957 году нам довелось визуально определить и визуально провести до следующей станции наблюдения первый искусственный спутник Земли. Красную пульсирующую точку, выдающую в эфир звуковой сигнал, было хорошо видно. Мы очень гордились за нашу страну, которая смогла первой в мире послать в околоземное пространство устройство, созданное человеком.
В 1958 году наша станция осуществляла проводку американского самолета-шпиона “У-2”. Однотипного тому, который 1 мая 1960 года с Фрэнсисом Пауэрсом за штурвалом был сбит над Свердловском.
Работая на ключе со скоростью 300 знаков в минуту, нельзя на слух различить промежуток между точками и тире. Мы с товарищами сконструировали специальное реле, которое позволяло при любой скорости передачи получать разделенные знаки, а значит, текст становился читаемым на любой скорости передачи. На нашем принципе сейчас работает радиотелеграфия всего мира.

Сигнал нормальный, картинка устойчивая

После армии вернулся в Сучан, где поступил на работу в городской узел связи. Зная о том, что я радиолюбитель со стажем, мне сразу же предложили создать телемастерскую. Вместе Геннадием Антоненко, Алексеем Кабановым, Юрием Гизей и Петром Стороженко мы быстро научились ремонтировать первые телевизоры — “Луч”, “КВН”, “Эфир”, “Сигнал”. Телеприемник был дорогим удовольствием, но очередь из желающих такой приемник купить была большая. Горком партии и исполком выбирал кандидатов на покупку телевизоров.
К счастливчикам каждый вечер приходили соседи со своими стульями и скамейками. А в дни футбольных матчей — вообще вся округа. Часто летом хозяин выставлял телевизор на подоконник. Передающий сигнал телевизионной станции, правда, был слабый и часто терялся. Мы с коллегами выпросили у связистов Мехколонны № 67 одну высоковольтную опору, они помогли ее установить — и в Сучанской долине появился усилитель-ретранслятор телесигнала. Это была народная стройка, и обслуживали мы ретранслятор тоже на общественных началах.

Я строил город Партизанск

Довелось мне работать в “Дальэнерго-Южные сети”. Под моим началом строилась база предприятия в Партизанске и Новицком. Работы по строительству и ремонту сетей и линий мы проводили по всему Приморскому краю. После работал начальником цеха “Дальэнергоспецремонт” в Лозовом, занимались крупными ремонтными работами на Сучанской ГРЭС, строили жилье для энергетиков, рубили просеки под высоковольтные линии электропередач.
По рекомендации первого секретаря горкома партии Анатолия Каменного назначили начальником строительного управления в Сучане, которое пребывало на грани развала. За короткое время удалось восстановить асфальтобетонный завод на шахте № 20. Для работы требовался особого вида насос, который мог сделать только один завод на западе страны. Все заказы были расписаны на годы вперед и нам ничего не светило. Пригласили ветеранов-литейщиков с ЦЭММа, которые в годы войны отливали корпуса мин для фронта. Старики согласились отлить корпус насоса, и Партизанск, благодаря их сноровке, получил асфальт.
Попутно мое предприятие построило многоквартирный жилой дом. Раздав в новом доме квартиры пенсионерам и ветеранам труда, получил строгий выговор за то, что не отдал часть квартир на нужды горкома партии.
Эти и прочие “чудачества” не понравились руководству города, меня уволили с работы и предложили положить партбилет на стол. Правда, у людей не стали забирать уже распределенные квартиры.
А меня тут же пригласили на работу заместителем начальника по снабжению в военно-строительную организацию ВУС №109, которая строила заводы “Амур” и “Ураган”, АТП-205, жилье и другие объекты по всему Приморскому краю.

Нелегка доля кооператора

В конце 80-х  создали первый в Партизанске кооператив.
Мы занимались строительством и сельским хозяйством. Работа пошла успешно, появились деньги. Начали активно заниматься спонсорством -ремонтировали детские сады, покупали мебель и постельное белье, музыкальные инструменты. Отделению травматологии купили аппараты Елизарова, прочий медицинский инвентарь, построили большую хоккейную коробку на улице Кожевенной, которая была оснащена теплушкой. Нескольким организациям подарили автомобили и автобусы, помогали местным авторам в деле издательства книг по краеведению.
Летом 1986 года наш кооператив смог реально делами и техникой значительно уменьшить ущерб от тайфуна “Джуди”, который наделал много бед в Приморье.
В те времена часто сделки заключались на основе бартера, наличных денег практически ни у кого не было. Чего только я не получал в качестве оплаты за строительные работы. Самым внушительным гонораром стал истребитель МИГ-21. Один из рабочих во время транспортировки самолета невзначай сообщил местным жителям о том, что у них заберут огороды, чтобы сделать аэродром. Через пару часов у первого секретаря партии на столе лежало письмо с жалобой от 70 жителей, протестующих против строительства на их огородах аэродрома. Мне потребовалось несколько дней, чтобы доказать, что ничего такого я не планирую…

Какой я был, таким я и остался

Думаете, мне восемьдесят? На самом деле — всего двадцать. Поскольку родился 29 февраля… А если серьезно — возраст уже почтенный. Но и сегодня продолжаю по мере сил заниматься благотворительностью, оказываю посильную помощь обществу слепых, обществу инвалидов, православной церкви.
Обустраиваю зону отдыха в районе Николаевки в Партизанском районе, занимаюсь сельским хозяйством. Много лет являюсь войсковым старшиной местной организации “Союз казаков России” и председателем неофициального “клуба полковников”, где старшие офицеры общаются и проводят время за чисто мужскими играми в бильярд и нарды.
Считаю, мне очень повезло, что я попал в Партизанск. С этим городом связаны практически все значимые события моей жизни. Именно в Сучанской долине я женился, вырастил детей, дождался внуков и правнуков. Я весь в этом городе…

Артур ЧЕРНЕНКО, кавалер Почетного знака
“За заслуги перед Партизанским городским округом”
Фото Антона Сухарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.