Разговор с долгожителем

04.06.2014

Как воспитать свободное, духовное и здоровое поколение

Человеческий возраст — понятие относительное. Я убеждалась в этом много раз. Вот и сейчас, если бы не знала, что моей собеседнице Анне Григорьевне Лобановой — 92 года, никогда не поверила бы в это. Ее ясный взгляд с интересом устремлен на собеседника, четкий голос, быстрая реакция на ход нашей беседы — все это говорит в пользу ее душевной молодости. 

Я спешу задавать ей новые и новые вопросы, чтобы не упустить прекрасную возможность общения с человеком, много пожившим и не утратившим интереса к жизни. Конечно, мне любопытно узнать секрет ее активного долголетия. Она видит его в том, что никогда в жизни никому не завидовала и всегда воспринимала жизнь такой, какой она есть.

Аня и ее команда

Но главный секрет ее активности, на мой взгляд, в другом. Он в том стержне, который она приобрела в раннем детстве и пронесла по жизни достойно, не изменяя себе. В детстве, следуя героям Аркадия Гайдара, она с Полиной Ошиток организовала свою тимуровскую команду. В сарае, который им выделила семья партизана Ивана Мешкова, они открыли на улице Банковской, ныне 50 лет ВЛКСМ, детский клуб с гордым названием “Форпост”. Кстати, подобные клубы в то время были и в других районах Сучана. Оклеили девчонки стены сарая газетами, собрали у жителей ближайших домов книги и устроили библиотеку. Немало на счету Ани, Полины и их товарищей было интересных мероприятий и полезных дел. Помогали участникам Гражданской войны и их вдовам, крепили боевую готовность.

В тридцатые годы советская власть активно боролась с “врагами народа” и призывала к этому население. Вот и писали доносы брат на брата. Арестовали и самого Ивана Мешкова, его жену, забрали одну из двух сестер с революционными именами Искра и Правда, учителя школы, отца самой Анны Григорьевны, тихоню шахтера, жившего по соседству. И сегодня в Партизанске проживают около 250 жертв политического произвола, уже реабилитированных, но с изломанной судьбой. Не понимая смысла происходящих репрессий, дети жили в обстановке таинственности и бдительности. Все в точности как у Гайдаровского барабанщика.
Опыт организатора детской команды сослужил для Анны Григорьевны добрую услугу. 25 лет она с огромным удовольствием, творчески руководила сучанским Домом пионеров и школьников.

Старшая пионервожатая Сучана

По сути, она была старшей пионерской вожатой города. На мой взгляд, таковой она осталась и до сих пор. Разгадывает такие сложные кроссворды — молодым не по зубам. Ориентируется в современном мире, много читает, думает, анализирует.

Считать число детей, прошедших через Дом пионеров, бесполезно. Правильнее сказать, в нем воспитывались все дети, выросшие в шахтерском Сучане в 50-е, 60-е и 70-е годы. Поэтому вряд ли найдется в городе человек, который не знал бы лично его директора. В Доме пионеров находили занятие по душе и трудные дети, которым по разным причинам было отказано в приеме в ряды пионерской организации.

Дом пионеров был родным домом и для участников Гражданской и Великой Отечественной войн. Для них Аннушка была тоже вожатой. Потому звала на встречи, привлекала к воспитательной работе с детьми, а потом вовлекла их, вернее они ее, в сбор материалов о людях, бойцах Красной Армии, ушедших на фронт из Сучана. Инициаторами этого дела были Иван Мешков, Василий Лемешенко — делегат I съезда ВЛКСМ. Так было положено начало музею истории города, популярность и доступность которого растет с каждым годом.
Чтобы подчеркнуть особую заслугу и даже смелость Анны Григорьевны, скажу, что в те годы День Победы в стране не праздновался. Партийное руководство страны- победительницы побаивалось политической активности ветеранов. Кто знает, куда могут повернуть Победители, видевшие лучшую жизнь в освобожденных от фашистов странах?

Дом пионеров в 50-70-е годы предоставлял свое историческое здание для разных городских торжественных мероприятий, вызывающих у жителей Сучана особый общественный интерес. В нем проводились даже партийные пленумы и торжественные собрания. В нем, а не во Дворце культуры, как сейчас, проходили ежегодные учительские конференции, встречи с историческими личностями, например, с сыном легендарного полководца Гражданской войны — Василия Чапаева, с дочерью Сергея Лазо, с первыми космонавтами, советскими писателями.

Памятным для Анны Григорьевны оказался пленум городского комитета партии по присвоению высокого звания “Почетный гражданин города “, который также проходил в стенах Дома пионеров. Обсуждали и голосовали за предложенные кандидатуры всем залом. Это так правильно, открыто, торжественно и показательно. Первыми почетными гражданами города стали Иван Божок — знатный шахтер, Герой социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов, Тимофей Головатенко — участник Гражданской войны, Маргарита Данилова — главный санитарный врач, заведующая горздравотделом, организовавшая накануне войны в городе курсы медицинских сестер, обаятельная и интеллигентная женщина. Все они без сомнения были достойными, активными гражданами, гордостью Сучана. Их имена знали все пионеры города, им посвящали стихи и песни. Им стремились подражать.
В 1978 году звание “Почетный гражданин Партизанска” было присвоено Анне Григорьевне Лобановой — Отличнику народного просвещения. Справедливое решение.

В поисках нового пути

Наша беседа с Анной Григорьевной проходила накануне 19 мая, бывшего когда-то Всесоюзным Днем советской пионерии. Праздновался он в Сучане широко. Ранним утром от всех школ города к Дому пионеров и школьников стекалась празднично одетая детвора. Руководитель физкультуры средней школы № 13 Александр Григорьевич Зырянов выстраивал их в одну общую широкую и длинную колонну, которая под торжественные марши духовых оркестров, барабанную дробь направлялась в городской парк культуры и отдыха. Колонна горела красными знаменами, пионерскими галстуками, разнообразного цвета пилотками, белыми блузками девочек и пышными бантами в косах, белоснежными рубашками мальчишек, а вдоль всего шествия пионерской дружины города, по обе стороны дороги, стояли радостные родители, бабушки и дедушки. Повидавшие много горя на своем веку, они плакали от счастья, видя своих детей счастливыми, здоровыми и красивыми. Во главе колонны, вместе с руководителями городского комитета партии и комсомола непременно шла с поднятой головой, выстраивая шаг, бессменная пионерская вожатая Анна Григорьевна Лобанова.

Время было, конечно, удивительное! Казалось, абсолютно надежное, устойчивое, с прекрасным и долгим будущим и, безусловно, счастливым детством.

Анна Григорьевна, можно сказать, вожатой стала по призванию и глубокому убеждению. О пионерском движении мы с ней говорим много. Советская власть не на миг не оставляла без внимания будущих строителей коммунизма. Каждое утро в наших домах раздавалась радиопрограмма “Пионерская зорька”. Она, надо признать, была интересна и поучительна не только школьникам, но давала правильные советы родителям по воспитанию детей. А газета “Пионерская правда”! Она была практически в каждом доме! Согласитесь, была замечательной.

А сколько героического смысла содержала пионерская атрибутика! Особую воспитательную роль выполнял ритуал принятия в пионеры. Торжественное обещание давалось непременно перед лицом своих товарищей. Красные галстуки повязывали новичкам заслуженные люди города, военные. И сейчас Анна Григорьевна вспоминает все эти моменты на высоком эмоциональном подъеме. Такое не забывается. Оно входит в кровь и плоть. Я знаю это по себе.

Прошли годы. Правильно гласит народная мудрость: “Ломать — не строить”. Перестройка дров наломала немало. В том числе разрушила и четко выстроенную структуру воспитания подрастающего поколения. Вместе с коммунистической идеологией ушел и богатый опыт воспитания молодежи. Наступила полная свобода от жестких канонов, ограничений и шаблонов. Появилась возможность индивидуального развития учащихся. И мы не перестаем удивляться, как много в нашем городе стало талантливых детей. Конечно, это замечательно. Однако время показало и другое: среди детей, как и в обществе в целом, появилась разобщенность, обидное социальное неравенство. Выхолощенное, лишенное смысла существование молодежи требует острых, экстремальных ощущений. И она их находит в наркотиках, приверженности к алкоголизму, чего прежде быть не могло. С чужого голоса кричат чуждые нашему народу, стране лозунги.
Я знаю, у прогрессивных, думающих педагогов есть интерес к пионерскому движению. Да, вопрос неоднозначный, достойный внимания российского правительства, Государственной Думы, Президента страны. И здесь, конечно, нельзя поступать необдуманно, используя наезженную колею.

Менталитет России был и остается уникальным. Посмотрите, какую волну патриотизма вызвали у россиян последние события. Победные Олимпиада и Паралимпиада в Сочи, возврат Крыма на исконную родину… Россия возрождается. Думаю, что должны быть и идеологические дизайнеры, которые могли бы создать новую структуру общественного воспитания подрастающего поколения. Свободного, но нравственно и духовно здорового, с коллективистскими убеждениями, четкими ориентирами на будущее России. Зачатки его, конечно, есть во многих школах, но они разрозненны. Требуется инициативный орган на уровне страны, который бы выступил не только как идейный вдохновитель нового “пионерского” движения, но и стал настойчивым его организатором.

Любовь САМОХВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.