Путаница в улицах

16.12.2022

Бывший дом управляющего шахтой №1, позже школаКак их переименовывали в Сучане, Авангарде и Северном

В 1932 году Сучанскому руднику был присвоен статус города. С того времени численность населения заметно увеличилась. На действующие и строящиеся предприятия угольной промышленности массово ехали новые работники.

Для прибывающих срочно строили жилые бараки на новых улицах, которых становилось все больше и больше. По официальным данным население города с пятнадцати тысяч человек в 1931 году увеличилось до пятидесяти в 1950-м. А если учесть жителей сел и шахтерских поселков, то далеко за шестьдесят тысяч получится.
Современной гостевой трассы, проходящей по улицам Магистральной, Гоголевской, Центральной, Ленинской, Партизанской, в начале 50-х еще не было. Улицы располагались поперек современного маршрута — сверху вниз. Так, как идут сейчас Садовая, Замараева и Щорса.
Город перерезали рельсы узкоколейной железной дороги. Словно в зеркальном отражении располагались по обеим сторонам от нее улицы и переулки, которым давали одинаковые названия. Так появились по две улицы Партизанских, Горяче-Ключевских, Маяковского, Деповских, Заводских, Кирпичных, Красноармейских, Луговых, Садовых, Менжинского, Пушкинских, Нижне-Постовых, а также по три улицы Лазо и Каменских.
Переулков тоже было по два: Партизанских, Заштольных, Пушкинских, Постовых, Маяковских, Национальных, Центральных, Чеховских и три Бестужевских. Все это приводило к серьезной путанице при поиске адресатов. К тому же, имелись улицы и переулки, чьи названия были очень схожи. Например, переулок Максима Горького и Горьковский, как и названная в честь героя Гражданской войны улица Михаила Анисимова и Анисимовая.

Нагорная, она же Мордовская

Жительница Партизанска Евгения Петровна Савичева жила на улице Нагорной, что в районе бывшей шахты «Глубокой». Это, к слову, тоже особенности нашего городка – шахта в одном районе, а улица с одноименным названием – в другом:
— Если честно, я не знаю названий и мест расположения всех улиц и переулков города. Зато главные, на которых жила и работала, помню и часто называю по-старому. Даже улицу Кронида Кореннова, на которой сегодня живу, Инженерной могу назвать.
Но самой главной для меня остается моя родная улица Нагорная, где я родилась и прожила большую часть жизни. Там и сегодня, в родительском доме, у меня дача. Бараки соседствовали с частными домами, вокруг них росли прекрасные сады. Неподалеку от нашего дома были школа, церковь, знаменитый «Мордовский» магазин и даже ветка узкоколейки. В трудные времена мы с мальчишками забирались на проходящие мимо вагончики и скидывали с них уголь, чтобы топить дома печи. Нас за это никто не ругал…
На перекрестке улиц Нагорной и Центральной была стрелка, где пересекались разные линии узкоколейки. Там же стояла будка путевого обходчика.

Постановили переименовать

Городские власти отреагировали на многочисленные жалобы и обращения почтовых работников, сотрудников милиции, военкомата, телефонной конторы. В итоге приступили к наведению порядка в городской топонимике, выделив на это мероприятие средства.
4 февраля 1952 года исполнительный комитет Сучанского городского Совета депутатов трудящихся вынес решение: «В связи с уплотнением улиц города новыми застройками и расширением окраин и из-за наличия многих улиц с одноименными названиями, что усложняет работу городского коммунального отдела, конторы связи и других организаций, переименовать такие улицы и дать им новые названия».
Процесс этот занял не один год. К примеру, в 1954 году улицу Анисимовую переименовали в Тихую, а Бестужевские переулки – в Станционный и Песчаный, а еще улицу Крымскую.
Накануне пуска в эксплуатацию Сучанской ГРЭС, которую во время строительства называли просто «стройкой У», в поселке энергетиков на участке №1 дома получили номера на улице Якова Свердлова, а на участке №2 — Валерия Чкалова. Затем на третьем и четвертом участках появились улицы Индустриальная и Энергетическая.
Некоторые улицы нашего города никогда не переименовывались, а просто сокращались в размерах, как улица Ключевая, которая в довоенные годы начиналась неподалеку от бывшей швейной фабрики «Молодежная» и шла в сторону старого рынка, в конце нынешней улицы 50 лет ВЛКСМ. Об этой улице, ужавшейся в наше время до одного дома, рассказал местный историк Георгий Туровник:
— Я родился и вырос на улице Фурманова, но знаю, что мои родители и старший брат до войны жили на улице Ключевой, которая начиналась неподалеку от швейной фабрики и проходила между нынешними улицами Селедцова и 50 лет ВЛКСМ. Улица была длинная с множеством домиков и бараков. А сегодня от всей Ключевой остался один дом, который стоит в овраге напротив городского музея. Я его даже в шутку называю «улицей дома во дворе музея».

До проспектов дело не дошло

Детство и юность Владимира Михайловича Приказчикова прошли на улице Бестужевской:
— Наша улица начинается почти от железнодорожного переезда возле 1-й Красноармейской. Сейчас это микрорайон бывшего зверосовхоза, но тогда там больше проживало железнодорожников и их семей. Жили мы в простом деревянном одноэтажном доме №22. Мальчишками мы бегали на станцию смотреть на поезда, разбирались в марках паровозов, какой и куда они груз везут, что означает тот или иной сигнал семафора, для чего нужны стрелки и почему к ним нельзя приближаться во время движения составов.
То, что улица была названа в честь братьев-декабристов Бестужевых, я узнал только в школьные годы.
В пору моего детства Сучан был одноэтажным. Зданий от двух этажей и выше было немного. Если приезжал кто-то издалека, то мы с родителями обязательно показывали гостям наш Дворец культуры угольщиков, сталинские дома на Ленинской и центральную электростанцию – она была хорошо видна издалека.
В Сучане я провел детство и школьные годы, потом еще несколько раз возвращался. Всякий раз менялась схема улиц и их названия, но мне нравилось, что градостроители стремились спрямить наши улицы, сделать шире и красивее. Жаль, что до проспектов дело не дошло…

Перемены в Авангарде и Северном Сучане

В шахтерском поселке Авангард тоже имелись сложности с доставкой корреспонденции и поиском нужных адресов, так как улицы вообще не имели названий, а дома и строения были расположены хаотично в границах пронумерованных кварталов.
Первой получила имя Сергея Кирова безымянная улица, идущая от комбината шахты №29 до школы №23. Улица по левому берегу реки Белопадской стала Авангардной, а идущая на шахту №31 — Николая Пржевальского. Также названия получили улицы Сельская и Павлова.
В 1953 году на карте поселка появились улицы в честь Героев Советского Союза Александра Матросова и Олега Кошевого.
Ветеран угольной промышленности Алексей Георгиевич Кондратьев живет в селе с 1956 года:
— Когда я приехал в Авангард, основные улицы уже были сформированы. При мне Шахтерскую переименовали в Сосновую, а Татарский хутор, небольшой микрорайон на окраине, где жили со своими семьями шахтеры, приехавшие по вербовке из Казани, был назван в честь путешественника Пржевальского. Наша знаменитая Нахаловка, проходящая по границе горных выработок, где с начала 40-х годов без разрешения строили свои дома шахтеры, была нанесена на карты, получив название Белопадинская по имени угольного месторождения и реки, протекавшей неподалеку. «Нахаловцы» нам, техникам и мастерам добычи, здорово досаждали. Дома-то стояли на шахтовом поле с углем. Если какой смелый бригадир копнет там угля немного, так нелегалы сразу шум поднимают, ругаются, мол, вокруг дома земля проседает, а хаты вот-вот под землю уйдут. Приходилось засыпать провалы.
Не лучше дела с наименованиями улиц обстояли и в Северном Сучане, ныне Углекаменске. В марте 1948 года исполнительный комитет Сучанского городского совета депутатов трудящихся года постановил присвоить 22 улицам Северного Сучана названия с разбивкой по номерам и обозначением аншлагами с названиями конца и начала каждой улицы.
Самая протяженная улица, где располагался 51 дом, получила имя всесоюзного старосты Михаила Калинина. Кроме этого, на схеме поселка появились улицы Дубовая, Колхозная, Молодежная, Горняцкая, Рабочая, Западная, Клубная, 1 Мая, Трудовая, Штольная, Набережная, Лесная, Новая, Северная, Шахтовая, Горная, Подгорная и Садовая.
Здесь увековечили также память ученого Ивана Мичурина и первого министра угольной промышленности восточных районов СССР Василия Вахрушева. Однако спустя семь лет, в феврале 1955 года улице Вахрушева было решено дать имя русского путешественника Владимира Арсеньева.
А улице Мичурина присвоили имя флотоводца Федора Ушакова. В честь адмирала Степана Макарова переименовали улицу Подгорную. Штольная стала называться Каховской, а 1 Мая – Сталинградской, с 1961 года ее снова переименовали, теперь в честь писателя Александра Фадеева.
Стоит сказать, что переименования 1948-1955 годов бюджетам поселков и города «влетели в копеечку». Немалые средства ушли на новые печати, штампы и изготовление большого количества табличек с номерами домов и названиями улиц. Немало бумаги и чернил пришлось извести, переписывая документы и бланки. А чтобы не возникло еще большей путаницы, помимо партийных органов и исполкома работу по переименованию контролировали городская милиция и общественность.

Антон СУХАРЬ

Узкоколейка делила город и улицы на части

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.