Что вырастет в наших садах?

16.07.2014

Хозяева питомников и Россельхознадзор пока не нашли взаимопонимания

На весенней сельскохозяйственной ярмарке специалисты Россельхознадзора предложили некоторым нашим садоводам и огородникам заплатить… штраф за то, что у них не было на руках сортовых сертификатов на саженцы плодовых и ягодных культур и карантинных свидетельств на товар. Разъяснения по этому поводу давала наша газета, однако опытных садоводов и огородников они не устроили.

И теперь они опасаются участвовать в подобных мероприятиях, пока не будет решен наболевший вопрос с требованиями Россельхознадзора.

Братья Александр и Валерий Харновцы, потомственные садоводы с большим стажем, выращивают прекрасные яблоки, груши, персики и немало интересных ягодных культур.

Валерий Харновец говорит:

— У нас с братом все сорта районированные, из бывшего совхоза “Горный”, плодоводством занимался наш дед, агрономом работала наша мама, Полина Григорьевна Ошиток. У нее есть три толстенных тома по помологии, науке о сортах плодовых культур, с подробными описаниями. И с нас на ярмарке потребовали сортовые сертификаты. А с жителя Средней Азии, взявшего у меня на продажу саженцы, и стоявшего рядом, ничего не потребовали — у него с документами порядок. При моих объемах, если я за сезон заработаю на продаже саженцев 40 тысяч рублей, 11 тысяч я должен отдать Россельхознадзору за сертификаты. Я, бывший шахтер, тружусь на своем участке, чтобы в сезон подзаработать, а им за бумажку с печатью должен выложить четвертую часть. Разве это справедливо?

Надо разобраться!

Председатель Союза садоводов и огородников Приморского края Анатолий Беляков недоумевает:
— Не понимаю позиции Россельхознадзора по отношению к садоводам Партизанска. Постараюсь в ближайшее время поговорить на эту тему с руководителем управления Галиной Федоровной Буханистой. Насколько мне известно, к садоводам Владивостока никаких требований по оформлению сортовых сертификатов со стороны этого ведомства нет. У нас без всяких сертификатов торгуют своими саженцами и на рынке, и на заседаниях городского клуба.

Конечно, настоящих да еще потомственных садоводов, таких как Валерий и Александр Харновцы в Партизанске, выращивающих саженцы районированных сортов плодовых культур, в крае немного. Считаю — не дело бить их по рукам. Кому же тогда торговать на рынке? И что будет расти в наших садах?

Сертификат — не гарантия

Елена Макаревич, владелец питомника в Уссурийске:

— К нам в питомник специалисты Россельхознадзора приезжают дважды в год с целью осмотра на наличие вредителей. Осматривают очень быстро, в основном ищут карантинных вредителей, таких как американская бабочка. После осмотра выдают карантинное свидетельство. А сертификатов сортового соответствия у нас нет. Мы реализуем часть посадочного материала через специализированные магазины, и в несколько таких торговых точек с проверками приходили весной специалисты Россельхознадзора. Выписали штрафы по 300 рублей. А в последний раз я в Россельхознадзоре была, штраф не выписали — лишь пожурили. Если у нас саженцы яблони только сорока сортов, представляете, сколько придется заплатить за сертификацию? Конечно, выгоднее платить штрафы. Хотя в отношении нашего питомника это, считаю, несправедливо.
За сортовым соответствием следим строго. Если нет названия сорта, не берем черенки для питомника, будь это хоть “золотая” яблоня или груша. Например, у нас на участке растет яблоня неизвестного сорта, очень хорошо приспособленная к нашему климату, с очень вкусными плодами, но мы ее размножаем только для узкого круга знакомых садоводов и для собственного сада. В продажу на рынок или в торговую сеть такие саженцы мы не пустили.

Еще один вопрос — не все сорта, которые хорошо у нас в Приморье растут, входят в Государственный реестр, а значит, подлежат реализации. Но кто занимался этим в 90-е годы, когда не только сельское хозяйство развалилось? Специалисты Россельхознадзора предлагают нам самим заняться внесением этих сортов в Госреестр. Но мы считаем, это неэтично. Селекционер, которого уже, может быть, нет в живых, вывел сорт, а мы его зарегистрируем…

Ну, а в управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области специалистов, разбирающихся в сортах плодовых, точно нет. Там говорят: “Есть описания сортов, которыми можно руководствоваться”. Но, во-первых, не все сорта описаны, как быть с теми, на которые нет описаний? Нет в управлении Россельхознадзора и специалистов, способных провести апробацию саженцев в питомнике, чтобы потом выдать акт об апробации вместо сортового сертификата

При таком положении дел может дойти до курьеза: какой-нибудь житель Средней Азии посадит привезенные из ближнего зарубежья саженцы, и получит разрешение Россельхознадзора на их реализацию, оформив все документы. Но что вырастет из этих саженцев в наших садах? А нас и других добросовестных садоводов за реализацию качественных саженцев районированных сортов собираются штрафовать…

Бумага совесть не заменит

А вот мнение Бориса Шкляра, садовода из Несвоевки:
— У меня в саду районированных сортов яблони штук 25, но прививаю только десять. Объемы очень небольшие, не торгую ни на рынке, ни через магазины. Отдел АПК администрации пригласил меня в этом году на ярмарку, а там меня специалисты Россельхознадзора оштрафовали за то, что не было сортовых сертификатов. Надо мне, дескать, все десять сортов везти своим ходом во Владивосток, чтобы там кто-то посмотрел и сказал, что сорта саженцев соответствуют заявленным. И еще сказали, что надо пробу земли, в которой растут саженцы, отправлять в лабораторию, чтобы проверить на зараженность вредителями. Спросил, где находится такая лаборатория, оказалось, что они и сами не знают. Сказали: “Надо будет, и на Сахалин отправите — у нас Управление по Приморскому краю и Сахалинской области”.

Ну, если они все это требуют, не знаю, правда, насколько законно, то почему не сделать так, как специалисты ветеринарной станции при проведении вакцинации животных?

Дали бы объявление в газету, что такого-то числа во столько часов они приезжают к нам в село или другое место и производят осмотр саженцев, берут анализ грунта. Заплатили бы им, конечно, если не совсем грабительские у них расценки. Хотя, повторяю, у меня объемы очень небольшие, прививаю мало. То дичек нет на подвой, то времени не хватает на прививки. А сорта все районированные. Когда жив был Александр Григорьевич Лукьяненко, говорил: “Приезжай, Борис, в августе, посмотри сорта, какие понравятся, возьмешь на прививку”. И я так же стараюсь сорта показать всем, кто у меня берет саженцы или черенки. Сначала посмотрите, какое дерево в саду вырастет, как плодоносит, попробуйте плоды, и решайте, что брать.
А сертификаты сортовые можно, если на то пошло, разными путями приобрести, но они совесть настоящего садовода никогда не заменят.

Сертификация — дело добровольное

Виктор Зарицкий, кандидат сельскохозяйственных наук, садовод и селекционер из Приамурья считает, что после введения с 21 октября 2011 года добровольной сертификации семян на территории РФ, вместо отмененной обязательной сертификации, оформление сертификатов на посадочный материал, не подлежащий дальнейшему размножению, — дело добровольное и может производиться только по желанию производителя. Руководители питомников в Амурской области, по его словам, не хотят сертифицировать свою продукцию, так как это довольно затратное и хлопотное мероприятие. Провести сертификацию с осени нельзя, потому что сертификат действует только четыре месяца со дня его выдачи заявителю, а весной времени у всех садоводов обычно не хватает. Сертифицировать свои саженцы, по его мнению, будут лишь те, кто захочет привлечь к ним дополнительное внимание покупателей.

Тамара ГОЛОВАНОВА.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.