Школа будущих маэстро

02.06.2023

Талантливы все дети, но перед приемом в школу искусств нужно пройти несложное испытаниеОтправляясь на концерт или творческий конкурс, гитарист берет с собой гитару, баянист — баян или аккордеон. А как быть тем, кому для выступления нужен рояль?

Не успел окончиться учебный год, как в Детской школе искусств уже готовятся к следующему – набирают будущих учеников. Прослушивания и вступительные испытания начинаются на этой неделе. И, конечно, у родителей, бабушек и дедушек маленьких «абитуриентов» есть немало вопросов, в основном касающихся музыкального образования.
Как разглядеть в ребенке талант? Зачем петь в хоре, если учишься играть на домре или фортепиано? Как быть, если слух есть, а голоса нет? Каждый может выступать в коллективе, или есть прирожденные солисты? Чем занятия в танцевальных студиях отличаются от обучения в классе хореографии?
На эти и другие вопросы ответили преподаватели Детской школы искусств Партизанска: по классу фортепиано Эльвира Косарева, по классу баяна Ольга Васюкова и хормейстер Ольга Воронова.

Услышать и повторить

Итак, если учеба в общеобразовательной школе обязательна для всех, то для школы искусств нужны природные задатки, склонность к тому или иному виду искусства. Есть мнение, что талантлив каждый ребенок, но требования таковы, что перед приемом в школу он проходит несложное вступительное испытание.
Так, будущий музыкант или танцор для начала должен повторить ритмический рисунок: педагог первым прохлопывает ритм несложной мелодии, ребенок за ним повторяет, и затем ему нужно определить, сколько нот прозвучало на инструменте – одна, две или даже три. Желательно прочесть наизусть стихотворение или спеть песенку. И все это без присутствия родных, наедине с преподавателями и в доброжелательной атмосфере. По этим несложным заданиям педагогам уже многое понятно, ну а в дальнейшем природные задатки постепенно развиваются на занятиях.

Лучше хором

Обязательная программа обучения будущего исполнителя подразумевает не только освоение инструмента, но и, в частности, изучение сольфеджио, музыкальной литературы, а также занятия в хоре. Но как быть тем, у кого есть музыкальный слух, а с голосовыми связками повезло меньше? Как говорит Ольга Воронова, даже если ребенок не берет определенные ноты, «гудит», тихонечко поет со всеми остальными и слушает музыку – это уже полезно и хорошо развивает мелодический, гармонический слух, что очень важно для будущего музыканта, особенно в старших классах. Когда приходит пора выпускных экзаменов, преподаватели сразу определяют, пел ребенок в хоре или нет. Не имеет значения, с какого возраста начинать занятия вокалом. Даже если кроха дома или в садике пытается напевать детские песенки, отдельные строчки из них – уже хорошо, нужно развивать этот талант.
Казалось бы, на взгляд неспециалиста, – у вокальной группы и хора есть схожесть в том, что в них поют коллективно, несколько человек. Но свои особенности все же есть. Для хорового выступления, а малый хор формируется минимум из двенадцати участников, пишутся специальные произведения, есть требования к их исполнению, в том числе на конкурсах, где у младшего хора обязательная программа состоит из трех произведений: народная песня, современный композитор, классика. У старшего хора к этому списку добавляется духовная музыка.
Причем в ДШИ занимаются не только учащиеся разных возрастов в младшем хоре «Радость» и старшем хоре «Радуга». Еще есть сводный хор «Гармония», где поют и выступают дети и взрослые — преимущественно это родители нынешних воспитанников, в прошлом выпускники музыкальной школы, хорошо знакомые с учебным процессом. На репетициях встречаются по субботам и по вечерам в середине рабочей недели, выбирая удобное для работающих вокалистов время.
Примечательно, что Детская школа искусств взяла под свое крыло один из взрослых творческих коллективов – хор «Дети войны». С 2009 года в нем поют вышедшие на заслуженный отдых педагоги, медики, работники шахтовой отрасли и не только. Сейчас 18 его участниц вместе со своим руководителем — волонтером культуры, концертмейстером ДШИ Стеллой Раевской репетируют дважды в неделю, готовясь к выступлениям на тематических концертах, например, к 23 февраля, 9 Мая, Дню города. И, когда элегантные, нарядные женщины выходят на сцену, нельзя не заметить, какое это для них счастье и удовольствие – петь и выступать, невзирая на возраст.

Переходные периоды

Даже у усердных и талантливых ребят, которые спустя годы после окончания «музыкалки» продолжают играть и петь, случаются порой периоды «бунта». Вот не хочет ребенок идти на определенные занятия и все, прогуливает и вообще отказывается учиться. Такие сложные моменты нередко начинаются во втором и четвертом классе. Бывает, что родители самых маленьких учеников присутствуют на занятиях, чтобы детям было легче втянуться в учебный процесс.
По словам педагогов, нужно помочь ребенку преодолеть этот период. Но не давить, не ругать, а деликатно поговорить, мягко объяснить, что это школа, в которой нужно обязательно посещать все предметы, получить не только знания и широкий кругозор, но и документ об образовании. И раз сюда пришел, то нужно достигать своей цели, развивать природный дар, да и во взрослой жизни немаловажно быть разносторонне образованным человеком — разбираться в музыке, знать творчество композиторов. В частности, у маленьких хореографов образовательный процесс по федеральным государственным требованиям отличается от кружковой работы. Здесь изучают не только, в частности, классические и народно-сценические танцы, но и посещают занятия по слушанию музыки.

Стать первой скрипкой

Ученики и педагоги вместе играют в оркестре народных инструментовЕсть в ДШИ свой оркестр народных инструментов, руководит которым директор Константин Есипов. Здесь музыканты начинают заниматься в десять-двенадцать лет и помимо своего основного инструмента, гитары или баяна, знакомятся со спецификой игры, к примеру, на домре и контрабасе, все учащиеся народного отделения. В оркестре всегда есть несколько иллюстраторов – опытных, ведущих, сильных исполнителей – это педагоги, на которых при коллективном выступлении ориентируются ученики, и в целом улучшается качество звучания.
Каждый ли участник оркестра может быть солистом? Как отмечает Ольга Васюкова, далеко не все. Это зависит от характера, темперамента, природных данных, мастерства исполнения.

Лучшее звучание

Те, кто следит за культурной жизнью города, знают, что в течение года педагоги и ученики ДШИ устраивают бесплатные тематические концерты, например, хоровой или старинной музыки, к Новому году или 23 февраля, выступления гитаристов или пианистов, в том числе выездные. Но чтобы услышать, насколько отличается звучанием исполнение произведения на рояле, лучше прийти именно в концертный зал школы искусств. Его и малый зал ГДК считают наиболее подходящими для своих выступлений инструменталисты и хоровики. Это еще один значимый момент — где выступают и на чем играют музыканты.
В отличие от электронных, механические инструменты в классах школы периодически настраивают, для этого приезжает специалист. Дома, в классе и на сцене ребята играют на разных инструментах, учатся приспосабливаться к особенностям их звучания, прикосновения к клавишам. На конкурсах перед выступлением артистам обязательно дается время, чтобы провести прослушивание и «попробовать пространство».
Есть своя концертная специфика у юных пианистов. Например, в мае на выездном концерте в городском Дворце культуры ансамблю для исполнения произведения в восемь рук было необходимо два инструмента. Поскольку транспортировать рояль не представляется возможным, то задействовали фортепиано, имеющееся во Дворце, и еще один инструмент позаимствовали в хоровом классе Ольги Вороновой и привезли с собой из ДШИ. Такие концерты – хорошая возможность для жителей познакомиться со школой искусств.
В этом году приемные прослушивания в Детской школе искусств проходят со 2 по 6 июня, в том числе можно поступать на подготовительное отделение – в зависимости от возраста ребенка. Интересующие вопросы можно задать по телефонам 699-06, 681-88.
Кстати, по мнению школьных учителей, дети, которые осваивают дополнительные программы в области искусства, отличаются от остальных – они более ответственные, усидчивые, дисциплинированные независимо от того, на каком отделении занимаются.
— Обучение музыке, игре на инструменте хорошо развивает память, моторику, логическое мышление, чувство ответственности, товарищества. Вместе со своими учениками педагоги ходят на выставки, концерты, участвуют в конкурсах, в творческих сменах и фестивалях в детском лагере, выезжают на природу, – отмечает Эльвира Косарева. – Есть дети, для которых обучение в школе искусств — это старт в будущую профессию, которую они затем продолжают получать в средних и высших учебных заведениях в сфере культуры и искусства.
Напомним, деятельность Детской школы искусств осуществляется, в том числе, в рамках реализации подпрограммы «Организация предоставления дополнительного образования в сфере культуры и искусства» муниципальной программы «Культура Партизанского городского округа» на 2022-2026 годы.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.