Ее долгая жизнь — в учениках

06.12.2013

Нина Коновалова: “Занимайтесь главным и спешите жить!”

Коновалова8 декабря Нина Петровна Коновалова, Отличник народного просвещения России с 38 — летним педагогическим стажем, будет принимать многочисленные поздравления от ее благодарных учеников, коллег, ветеранов города в связи с 90 — летним юбилеем со дня рождения. Нина Петровна из тех редких людей, которые о себе говорить не любят. Поэтому на мои вопросы о ее жизни отвечала очень сдержанно.

Родилась она в Сучане в шахтерской семье. Детство проходило на улицах Партизанской и Холмистой. После окончания средней школы № 5 поступила учиться в Дальневосточный государственный политехнический институт на отделение строительства и архитектуры. Однако 2 декабря 1943 года учебу пришлось оставить в связи с призывом на службу в армию. Сучанский горвоенкомат направил ее на Дальневосточный фронт. Служила она в 564 эскадрилье в звании сержанта связи. С 9 августа по 3 сентября принимала участие в войне с Японией. Закончила службу в октябре 1945 года.

По-военному подтянутая, красивая в военной форме, прибыла она на родину. На груди 22-х летней красавицы сияли орден Отечественной войны II степени и несколько медалей. Она тут же, незамедлительно, решила продолжить учебу. И начала с первого курса, но уже в другом учебном заведении — Дальневосточном государственном университете на филологическом отделении. И, как оказалось, на этот раз ее выбор был безошибочным.

Учитель от бога

Ее призвание — учитель, а в большей степени, как говорят ее бывшие коллеги, — директор. Получив профессию преподавателя русского языка и литературы, она вернулась в родной город. Вначале работала словесником в средней школе № 1. Затем была переведена в родную школу № 5, где не только учительствовала, но была завучем и директором в течение долгих 17 лет.

Нина Петровна — учитель от Бога. Весь ее внешний облик, манера поведения и общения с людьми, с детьми безошибочно говорили о ее принадлежности к очень уважаемой в те годы профессии учителя. Ее бывшие ученики, коллеги непременно вспоминают о том, что она была в ту пору очень красивой, элегантной, со вкусом одетой, аккуратно причесанной и стройной. Когда входила в школу, шла неспешно по коридору, здороваясь с каждым, все замирали и приосанивались. Ею любовались, обожали за тактичность и сердечную доброту. Когда педколлектив провожал ее на пенсию, среди многих слов сердечных признаний было отмечено, что в любимчиках у Нины Петровны были трудные дети. И она недавно призналась мне в этом: “Многие дети были голодные, плохо одетые, запушенные, но мне так их хотелось прижать к себе, обнять, поцеловать, обласкать каждого”.

К своим коллегам-педагогам она была более требовательной, но делала свои замечания тактично и доброжелательно. И на нее никто не обижался. Елена Ефимовна Загибалова, учитель английского языка, вспоминает: “Она была доброй, к ней я всегда прислушивалась. Ее замечания были существенными и убедительными”.

Коллеги помнят и ценят

Нила Алексеевна Пожарицкая, учитель начальных классов школы № 5 той поры, с благодарностью вспоминает: “Нина Петровна очень часто посещала мои уроки в первые годы моего учительства. Разбор урока делала абсолютно профессионально, обращая внимание на всякие тонкости, чем меня очень удивляла. Но, когда урок удавался, на ее лице всегда была такая лучистая улыбка! Она подходила, целовала меня и благодарила за урок. Конечно, при таком директоре работать было нелегко, но очень интересно. Мы много общались с учителями других школ. Поддерживали связь с детскими садами. Начинали знакомиться с нашими будущими учениками. Не прерывали связь с учителями старших классов, куда передавали своих детишек. И такой обмен педагогическим опытом давал хорошие результаты. Запомнилось, как внимательно Нина Петровна относилась к новичкам. Сама беседовала с ними, их родителями. И безошибочно решала, к какому учителю их направить. Нина Петровна была Учителем учителей”.

А Людмила Павловна Губанова отмечает: “Наша юбилярша была настоящим дипломатом. Уметь лавировать, строить правильно взаимоотношения с разными контролирующими органами было нелегко, тем более, что она не была коммунистом. А среди них: очень взыскательное, жесткое в ту пору руководство ГОРОНО, отдел пропаганды и агитации горкома партии, который всегда считал себя правым, а также инициативный горком ВЛКСМ, шефы шахты №10, у которых своих забот хватало. И тут, в этих и в других делах, ей оказывали неоценимую помощь, прежде всего, завуч школы, отличный педагог и человек Екатерина Федоровна Ваганова и, конечно, другие опытные педагоги”.

Тепло о Нине Петровне отзываются ее коллеги: Ираида Павловна Ардышева, Мария Васильевна Власюк, Лидия Ивановна Котенко. С ней были дружны Александра Федоровна Тареева, Ольга Михайловна Старостенко. Что может быть важнее доброй памяти и людской благодарности?

Как не гордиться такими учениками!

Школа № 5 была правофланговой. По успеваемости учеников, по методической работе, по количеству и качеству внеклассных мероприятий и даже по уровню политзанятий. Она была большой, работала в три смены. Жизнь в ней кипела. Об этом вспоминали и вспоминают выпускники школы: Элеонора Бондарева — журналист газеты “ДВ ученый”, писатель, Рита Скорбач — редактор заводской многотиражки, Леонид Гальчук — профессор Страсбургского университета, Людмила Шабалина — поэтесса, преподаватель ДВГУ, ее сестра Евгения Шабалина — доктор химических наук Дальневосточного отделения РАН, Анатолий Каменный — первый секретарь Партизанского горкома партии, Владимир Приказчиков, Валентина Хижняк — председатели горисполкома прошлых лет и многие другие.

К сожалению, мне не довелось учиться у Нины Петровны. Познакомились и подружились с ней на общественной работе в городском Совете ветеранов. Она быстро “раскусила” меня и, к моей радости, не скупилась на советы, наставления, добрую и иногда, мне казалось, материнскую заботу и поддержку. Свыше десяти лет она с интересом и большой ответственностью занималась делами ветеранов. И то, что город имеет “Книгу памяти”, о погибших на фронте сучанцах, и то, что на мемориальных досках высечены их фамилии, непосредственная заслуга трех замечательных женщин: Антонины Степановны Пичиенко, Ады Николаевны Нечаевой и Нины Петровны.

В настоящее время Нину Петровну одолевает недуг, она утратила способность ходить. Ее удручает, что не может бывать на природе, не может насладиться физическим трудом, не может полюбоваться царством цветов. А потому постоянно советует: “Бросьте все мелочное, езжайте на природу, работайте на земле, занимайтесь главным по своему призванию делом. Не распыляйтесь по пустякам. Спешите жить!”

“Мне и сейчас интересно жить”

Свое 90-летие она оценивает как итог задуманного, пережитого, достигнутого. Она говорит: “Мне и сейчас интересно жить, думать, вспоминать. Многое хотелось бы изменить в своей педагогической работе. Прежде всего, уйти от антирелигиозной пропаганды среди детей, от излишней политизированности. Очень сожалею, что во время пожара вместе со школой сгорели все мои дневники наблюдений за учениками, фотографии, альбомы. Как бы я хотела их перечитать…”

Давайте, друзья, все, кто знает, кто любит Нину Петровну Коновалову, сплотимся мысленно вокруг нее в день ее рождения, пошлем ей свою положительную энергию на выздоровление, энергию радости и вдохновения. Пожелаем ей активного долголетия, благоденствия и поблагодарим за то, что она есть в нашей жизни. С юбилеем Вас, дорогая Нина Петровна!

Любовь САМОХВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.