Человек, который строил город

19.01.2024

Устин Гайвинис с женой ПелагеейГлавный архитектор Сучана Устин Гайвинис имел твердое убеждение: любые сооружения, от учреждения до жилого дома, должны быть величественными и красивыми.

В целом можно сказать, что Партизанску везло с градостроителями. Глядя на фотографии начала прошлого века нельзя не отметить, насколько симметричным был поселок шахты №1. Ровные улицы и переулки, пересекающиеся под прямым углом, добротные здания. А главное — все удобно и рядом расположено. Есть и жилье, и торговая лавка, и детские ясли, и церковь. На долгие годы строили. Некоторым домам уже больше ста лет, а они до сих пор стоят.
Также с умом после выбирали лучшие места для возведения Дворца культуры угольщиков, «сталинских» домов на Ленинской, строительства городского парка и стадиона, других важных объектов. Каждый микрорайон в Партизанске, выраставший вокруг очередной шахты, имел свой облик.
Под руководством архитектора Устина Гайвиниса были построены здания городского комитета партии на Щорса, ныне детской городской больницы, треста «Сучануголь» на улице Вахрушева, где теперь детская поликлиника, и городская больница на Ленинской, школа №1 на улице Тургенева, проектировались и строились сети городского водопровода.
Спроектировал и построил Устин Францевич и свой дом по улице Зеленой, ныне Павла Разгонова. Здание хорошо сохранилось, там до сих пор живут потомки сучанского зодчего. Вначале сын Валерий и сноха Татьяна Гайвинис, а после внучка Ольга и ее муж Александр Венедиктовы содержат дом в идеальном состоянии, а в семейном архиве хранятся фотографии и документы архитектора.
Как рассказала Татьяна Васильевна, ее свекр родился в 1904 году в большой литовской семье на Могилевщине, рос в тогда еще российском Вильнюсе, строительному и проектному делу учился в Сталинграде и Ленинграде, а работал в приморском Сучане:
— Он душой и сердцем был привязан к Петербургу, буквально напитан им, городом своей студенческой юности, ленинградским духом романтики и свободы, вдохновляющим к творчеству и созиданию.
Ровная линия Невского проспекта, стрелка Васильевского острова и стремящиеся ввысь шпили Адмиралтейства и Петропавловской крепости, колоннады дворцов, храмов и общественных зданий.
Так же рационально и вдумчиво подходил к проектированию новых зданий маленького шахтерского городска Устин Францевич на другом конце большой страны.

«Вы в Сучане пригодитесь»

В конце тридцатых годов после окончания Ленинградского института коммунального строительства выпускник Устин Гайвинис по распределению отбыл на Дальний Восток, где в Сучане возглавил строительство городского водозабора и водопровода. В те годы в городе не было отдела архитектуры, а за коммуналку, благоустройство и строительство отвечал Рудкомхоз треста «Сучануголь».
С основания рудника воду в шахтовые поселки доставляли бочками из главной водной артерии Золотой долины — реки Сучан. Поначалу на лошадях, позже автоцистернами. Каждый день жители выстраивались в длинные очереди, чтобы набрать хотя бы пару ведер для приготовления еды и хозяйственных нужд.
Первые трубы нового водопровода были чугунными. В центральной части Партизанска они, спустя почти столетие, используются и сегодня. Также по городу были установлены чугунные водоразборные колонки. К человеку, который «дал» Сучану воду, местные жители относились душевно и доброжелательно. Открытый, веселый, жизнерадостный, при этом принципиальный и досконально знающий свое дело, он вызывал уважение, быстро сходился с людьми.
На заслуженный отдых в марте 1965 года Устин Гайвинис ушел главным архитектором города. Он занимал эту ответственную должность с 1959 года. Почти за тридцать лет его деятельности в Сучане были построены дома, школы, больницы, учреждения культуры, которые создали исторический облик нашего города.

Боец коммунального фронта

Когда началась Великая Отечественная война, Устин Францевич работал начальником промводопровода треста «Сучан- уголь». В то время, когда в шахтах добывали рекордные тонны угля, городской водоканал отвечал за то, чтобы предприятия, паровозный транспорт, социальные объекты и жилой сектор непрерывно снабжались водой. Вместе с тем коммунальщики как работники Рудкомхоза занимались и строительством. Они носили форму и жили по строгому распорядку военного времени. За прогул, опоздание или халатность можно было получить штраф, отправиться на принудительные работы, а то и вовсе попасть за решетку.
Несмотря на бронь, Устин Гайвинис несколько раз пытался уйти добровольцем на фронт. Его не пустили, пригрозив выговором по партийной линии, и оставили работать там, где это нужно было стране.
В декабре 1946 года он был награжден медалью «За доблестный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны».

Дом для своей семьи

Молодой специалист был завидным женихом. Голубоглазый блондин, всегда в отлично подогнанном костюме с галстуком. Он увлеченно читал наизусть стихи, прекрасно разбирался в живописи и театре. Он нравился многим девушкам, но так был увлечен работой, что даже дома почти все время проводил за чертежным кульманом.
Но все же в холостяках долго ходить не пришлось. В 1937 году в селе Бровничи повстречал юную красавицу Пелагею Вишнякову, с которой уже не расставался до конца жизни. Над обликом города годами трудились грамотные специалистыПелагея была внучкой Павла Георгиевича Козлова, лесоруба, одного из основателей Бровничей. Молодые сыграли свадьбу, спустя год родилась дочь Людмила, а еще через семь лет сын Валерий.
В 1950 году отметили новоселье в своем доме, который Устин Францевич сам спроектировал и построил. Просторная гостиная, две спальни, прихожая и большая теплая застекленная веранда. Пелагея стала домохозяйкой — так решил супруг. С того времени он с удовольствием приходил на обед в рабочие дни к своей семье, в свой дом. Во дворе хозяин возвел летнюю кухню и другие необходимые постройки, оборудовал для детворы площадку с горкой, качелями, песочницей.
Шли годы, дочка и сын выросли, и со временем здесь вновь зазвучал детский смех. Дедушка очень любил своих внучек Ольгу и Олесю. Маленькими баюкал на руках, распевая арии из любимых опер, читал сказки, наряжался в Деда Мороза. Он их называл маленькими хозяйками большого дома, и это так нравилось девочкам. На Новый год в гостиной зажигали огоньки на нарядной елке, от чего становилось уютно и даже сказочно.
Недавно «дом архитектора», как его называют соседи, пережил основательный ремонт. Заменили окна, полы, вместо шифера на крыше уложили металлочерепицу, покрасили стены.
Раньше за рамами на веранде было сложно ухаживать, каждая из них состояла из множества небольших стекол. Теперь установили сплошные витринные окна. Но эффект витража для сохранения исторического облика дома достигается благодаря декоративным металлическим рамкам.

Город нужно строить

— Раньше стены дома красили охрой, сейчас — современной краской, разбавленной нужными колерами. Охра — это любимый цвет моего деда. Первоначально именно такого оттенка были стены городской больницы, детских стационара и поликлиники. Позже по решению одного из главных врачей их перекрасили и сделали фасады в бело-голубой гамме. Мы признательны главе Партизанского городского округа Олегу Бондареву за его предложение покрасить стены горбольницы после пожара и ремонта стационара в цвет охры, как и было задумано архитектором Гайвинисом, — говорит Ольга Венедиктова. — Дедушка не любил однообразные серые панельные и кирпичные коробки, которыми стали в конце 60-х годов заполнять города по всей стране. Он старался, чтобы у каждого здания было свое, узнаваемое «лицо». И, думаю, у него это получалось. Будучи на пенсии, он много работал, помогая людям проектировать частные дома. И хотя в советские времена выбор материалов был небольшим, к тому же существовали определенные требования к постройкам, он все равно каждому своему клиенту «рисовал» дом, не похожий на соседние.
Очень хочется, чтобы этот принцип непохожести применяли архитекторы и в наше время. А еще чтобы в Партизанске постепенно вновь началось активное строительство. У нас есть, где размещать не только жилые кварталы, но и заводы, фабрики, спортивные, туристические объекты и многое другое, чего не хватает местным жителям.
Но еще немаловажно и то, что благодаря таким талантливым людям как Устин Гайвинис и всем тем, кто не только создавал, но и сохранял многие здания в том виде, в каком они задумывались десятилетия назад, Партизанск остается городом со своей, особенной архитектурой. Исторический центр и в наши дни остается его сердцем, где активно кипит жизнь.
Все, что возводилось в послевоенное время, грамотно и к месту встраивалось в имеющийся облик Сучана, спрямлялись дороги, создавался привлекательный гостевой маршрут, не забывали про озеленение. И наш город получился таким уютным, любимым многими поколениями его жителей. И сегодня эта традиция продолжается в реконструкции парков, скверов, создании новых общественных территорий. Значит, не зря основатели, руководители города, архитекторы и строители трудились над его обликом.
Редакция благодарит городской архив за помощь в создании материала.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.