Маленький Мюнхгаузен

03.02.2023

Фото с сайта pediatrinfo.ruГде грань между детскими фантазиями и обманом

Всхлипывая и вытирая слезы, ребенок рассказывает, как мальчик из соседнего двора отобрал у него подаренные на день рождения деньги. Как бы вы поступили в этой ситуации?

Пожалуй, первыми на ум придут два варианта. Поверить своему ребенку на слово и пойти искать того мальчика и его родителей с требованием вернуть деньги, скандалить, обращаться в полицию и школу. Или все же с холодной головой разобраться в ситуации – а что, если не было никакого мальчика, и вся ситуация существует исключительно в воображении вашего ребенка… И порой бывает так, что именно второй вариант – верный.
Как быть в таких случаях? Почему ребенок говорит неправду? Как разъясняет психолог Центра содействия семейному устройству Партизанска Олеся Горпенко, следует брать во внимание возраст чада и отличать фантазию от обмана.
Например, дошколята, особенно в возрасте четырех-пяти лет, живут в мире чуда, выдумки, волшебства. И это совершенно нормально для полноценного развития ребенка – уметь фантазировать и воображать то, чего нет на самом деле. Или ночью привиделся яркий необычный сон – и вот ребенок, находясь под впечатлением, рассказывает об этом как о чем-то реальном. Либо, мечтая о конкретном подарке на день рождения, рассказывает детворе в своей группе садика, что у него уже якобы есть эта вещь.
В этом возрасте нормально представлять себя героем любимой сказки, мультика или компьютерной игры. Главное, следите, как далеко заходит ребенок в этих фантазиях, насколько это все безопасно. Ведь в отличие от выдуманных персонажей наши детки не умеют летать или останавливать волшебной палочкой движущийся транспорт. Должно насторожить, когда ребенок «заигрался» и уж слишком часто или долго идентифицирует себя с любимым героем или животным. К примеру, мяукает как котенок, просит наливать ему молоко в блюдечко и ставить его на пол.
Есть дети, которые фантазируют в целях защиты от реальности, которая их не устраивает. Они могут придумывать себе папу взамен ушедшего из семьи, невидимых друзей, родственников. Например, девочке очень хочется иметь родную сестренку, и она начинает рассказывать маме, помогая расставлять тарелки на обеденном столе, какую еду предпочитает ее сестра, как она умеет готовить, нарезать хлеб.
Как реагировать на такое поведение малыша и его невероятные истории? Прежде всего – спокойно, заинтересованно. Обсуждайте с ним эти фантазии, расспрашивайте, попросите нарисовать это на бумаге, поискать похожие сказочные сюжеты в книгах. Но не высмеивайте и не ругайте, не обсуждайте с другими взрослыми в присутствии ребенка, что он придумал. Как знать, может у вас растет творческая личность, и богатое воображение с возрастом разовьется и пригодится будущему художнику, писателю, режиссеру, сценаристу или постановщику оригинальных представлений. Но если понимаете, что забавы ведут куда-то не туда, игры затянулись, а поведение малыша настораживает, все равно не спешите ругать, действуйте мягче. Возможно, вам нужно вместе с ребенком обратиться к специалисту, к психологу и разобраться в причинах поведения.
Однако фантазии детсадовца стоит отличать от осознанного обмана в школьном возрасте. «Потеря» дневника с двойкой, «учительница заболела», когда хочется поиграть в футбол вместо занятий сольфеджио, «я в соседнем дворе», правда, этот «двор» почему-то в другом микрорайоне города. У этих историй всегда есть причина. Стыд, боязнь наказания, желание выделиться среди сверстников, привлечь внимание родителей – поводов немало.
Самая распространенная причина – это страх. Например, пока родители были допоздна на работе, ребенок играл в телефон или смотрел забавные видео, вместо того, чтобы подготовиться к контрольной, а родителям сказал обратное. Потом получил двойку, а она повлияла на оценку за четверть. Но родители слышат рассказ об утерянном учебнике, забытой в школе тетради, отвлекавших на уроке одноклассниках вместо честного признания – «я не готовился». Это боязнь наказания.
Еще есть страх осуждения сверстниками, то есть быть недостаточно «крутым», не как все. И рождаются истории о том, что якобы в школу родители разрешают ходить своей дочери с простым телефоном, а вот дома у нее есть крутой дорогой смартфон, но выносить его на улицу нельзя, чтобы не разбить и не потерять. Хотя такого гаджета дома и в помине нет.
Страх быть высмеянным своими родителями, быть для них «недостаточно хорошим». Например, старшей сестре легко удавалось учить стихи, быстро читать книги, а младшей, когда пришло время ей идти в школу, на это же нужно немного больше времени. И если постоянно сравнивать ее со старшей, используя нелицеприятные выражения, то не удивляйтесь, что младшая начнет «забывать» о заданных стихотворениях, «терять» списки литературы на лето.
Да и чтобы получить желаемое, например, модные кроссовки, ребенок может обмануть, что нынешние он потерял, «оставив» пакет со сменной обувью в автобусе, а на самом деле спрятав под кровать.
Что делать? Как отучить школьника обманывать? Как бы ни хотелось взрослому услышать такой ответ, но – надо начать с себя. Да-да, если ребенок понимает и видит, как вы обманываете окружающих, своих родителей, супругов, коллег, то не удивляйтесь потом «бумерангу». И в этом случае кричать на сына или дочь, унижать, провоцировать, угрозами и шантажом выбивать из них правду – делать только хуже. Лучше постараться спокойно поговорить и понять для себя, что стоит за выдумками взрослеющего ребенка. Объясните, что вас больше огорчает сам обман, а не факт, который ребенок хотел скрыть. Главное, что стоит несколько раз повторить — лучше рассказать правду, какой бы она ни была, и вы уже вместе постараетесь разобраться в ситуации, найти решение, договориться и прийти к компромиссу. И помните – если вы сами не говорите правду всем и всегда, то вряд ли вправе требовать кристальной честности от своего ребенка.

Анна Сергиенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.