Уроки воспитания

06.10.2023

Детская мечта Регины Ковалевой сбылась - теперь она учитель начальных классовКакие же они замечательные и удивительные, эти малыши, совсем недавно пришедшие в первый класс, – открытые, добрые, беззаботные. И самое главное для встречающих их на школьном пути учителей — сберечь этот огонек в детской душе, желание познавать мир и доверять ему.

Всякий раз, когда перед Днем учителя отправляешься фотографировать школьников и их педагогов, возвращаешься в редакцию окрыленным, воодушевленным после общения с детворой. Особенно с малышами-первоклашками. Увидев в своем классе незнакомого взрослого, сначала подходят знакомиться самые смелые, начинают что-то рассказывать о себе, протягивают бесхитростно красивый ластик или маленький милый блокнотик на ладошке – «А у меня вот что есть!». Улыбка, доброе слово, живой интерес к ребячьим делам – и вот уже следом подбегают их одноклассники. Один несет раскрытый пенал, показывая, как у него там в образцовом порядке уложены разноцветные карандаши. Другой с гордостью показывает яркий дневник – «Это мой!», а кто-то достает из кармашка принесенную из дома конфетку.
Смотришь в их доверчиво распахнутые глазенки – и так хочется, чтобы каждый из этих мальчиков и девочек на всю жизнь остался доброжелательным, открытым, общительным, любопытным, не разочаровался, не закрыл свою душу от окружающих и нашел свое призвание, применение талантам. А получится ли это, во многом зависит от педагогов, которые не только учат детвору, передавая знания, но и воспитывают будущих взрослых.
Именно об этом хотелось поговорить с педагогами в нынешнем году накануне Дня учителя – о воспитании в школах. Ему сейчас уделяется особое внимание, причем в приоритете – курс на патриотизм и приучение к общественно-полезному труду.
В отличие от будущих выпускников, ребята из начальных классов ступили на свой школьный путь в новых реалиях, когда неделя открывается общей линейкой, построением, выносом государственного флага, исполнением гимна своей страны и «Разговорами о важном», а сверстники становятся юнармейцами, тимуровцами, «орлятами».
И если для педагогов старшего поколения многое из того, что сейчас происходит в сфере образования, скорее возвращение к хорошо знакомым им с детства идеалам и нормам, а для молодых преподавателей – то, чего во времена их ученичества, как правило, не было.

Молодой педагог Ксения Анистратенко и учит, и воспитываетНапример, совсем недавно сама играла в школу Регина Ковалева, мечтая быть похожей на свою первую учительницу и делиться знаниями с детворой. После получения профессии в находкинском колледже выпускница углекаменской школы №22 вернулась в родные места, и с нынешнего года уже к ней по утрам бегут ее первые ученики. Теперь Регина Марковна молодой педагог начальных классов в школе №6, это ее первое рабочее место в жизни. Рассказывает, что в сравнении с теми годами, когда она сама сидела за партой, сейчас многое иначе. К примеру, в каждом кабинете есть уголок с информацией о символах страны, региона и округа, на уроках музыки малыши-первоклашки разучивают гимн России, а став постарше, вместе с учителем изучают основы религиозной культуры и светской этики, что помогает формировать кругозор и воспитывать толерантность. А если у самой Регины Марковны как у начинающего специалиста возникают какие- либо вопросы, она обращается за советами к закрепленному за ней наставнику – опытному педагогу начальных классов Марине Павленко. Это, кстати, также одно из новшеств последних лет – наставничество в системе образования, своего рода тоже воспитание будущих профессионалов.
Еще один молодой педагог начальных классов школы №6, ее выпускница Ксения Анистратенко, в коллектив пришла год назад, и теперь она уже не только учитель, но и советник директора по воспитательной работе. Чем же занимается такой специалист?
Дело в том, что сегодня в стране активно развиваются различные детские и юношеские общественные движения. И это не только юнармия, отряд которой уже есть в этой школе. Скоро здесь откроется первичное отделение «Движения первых», для пятиклашек доступна общероссийская программа социализации и внеурочной деятельности «Я – ты – он – она – вместе целая страна», у детворы из начальных классов есть возможность стать «Орлятами России», а у ребят постарше – их вожатыми.
Юные представители этих организаций занимаются волонтерством, помогают пожилым людям, изучают историю родных мест, участвуют в различных мероприятиях, в том числе памятных и патриотической направленности, общешкольных и городских, которые проводят ветераны, работники культуры, музея. Тем, кто застал советские времена, наверняка вспомнятся пионеры и октябрята – с ними у нынешних школьников, занятых общественными делами, действительно много общего.
Координирует их деятельность в этом учреждении вместе с завучем по воспитательной работе Ксения Владимировна, и не только в начальных классах, но и среди ребят постарше, чтобы подростки в свободное от уроков время не слонялись бесцельно по улице, а были заняты чем-то полезным для себя и общества. Например, на днях пятиклассники-тимуровцы, отряд которых был создан недавно, читали стихи и дарили самодельные открытки пожилым людям в сквере Добра и милосердия, а юнармейцы помогали одиноким пенсионерам наколоть и сложить двора к зиме.
— Это все новое, и нужно время, чтобы сформировалась четкая система, чтобы «перестроились» учителя и родители, — считает Ксения Анистратенко.
В том числе это касается и трудового воспитания. И речь не только о субботниках и уходе за цветочными клумбами у школы. В первую очередь ребенок должен привыкать к элементарным вещам – нужно оставить чистоту и порядок, после урока задвинуть за собой стул и убрать рабочее место, особенно если что-то уронил или разлил. К сожалению, это не всегда норма для тех, кто привык к потребительскому отношению к миру, кому родители внушали, что ребенок не обязан брать в руки веник и тряпку.
Но и это еще не все, ведь ученикам хочется и в городских конкурсах участвовать, и в самоуправлении, а еще играть в школьном театре, мастерить декорации и костюмы, готовить праздники и снимать обо всем этом фото- и видеорепортажи. С ними, особенно старшеклассниками, большую работу ведет заместитель директора по воспитательной работе Валентина Конюхова. Только за последнюю неделю юноши и девушки помогали проводить День тигра, участвовали в «Зарнице» и познавательных мероприятиях в модельной библиотеке, где, к примеру, соревновались с командами из других школ и собирали на скорость спилс-карты Приморского края и Российской Федерации — своего рода деревянные пазлы, в которых каждый элемент — контур муниципалитета или региона.
Сейчас готовятся к городскому караоке-баттлу и к торжественному открытию в своем учреждении не только отделения «Первых», но и комнаты детских инициатив. А накануне Дня учителя активные ребята репетировали номера и сценки для праздничного концерта, готовили выставку рисунков и своими руками сделали для каждого педагога оригинальный подарок. Это букеты, но не из цветов, а из бумажных бабочек с подсветкой. Их вручали утром 5 октября у центрального входа преподавателям, их встречали «зазывалы» в русских народных костюмах и раздавали небольшие стеклянные емкости, в каждой из которых — миниатюрные свитки с фразами на тему «Сто причин, почему я работаю в школе». А от выпускников, покинувших школу в этом году, учителям вручали именные письма в виде сердец с добрыми словами. И это только начало учебного года, сколько еще интересных мероприятий впереди!
Вот так постепенно, один учебный год за другим, в ребенка закладываются не только знания – воспитывается цельная личность, человек, умеющий работать в команде, творчески смотреть на жизнь, заботиться о слабых, уважать старших и любить свою страну.
Напомним, деятельность общеобразовательных организаций на нашей территории реализуется, в том числе, в соответствии с муниципальной программой «Образование Партизанского городского округа» на 2020-2024 годы и, в частности, с ее подпрограммой «Общее образование».

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.