Мир цветной, а не черно-белый

10.11.2023

Вместо негатива - яркие краски жизниДушевные переживания у подростка порой могут быть настолько сильными, что выход из сложной для себя ситуации он видит только один и, увы, весьма печальный. Потому для взрослых очень важно вовремя понять, что ребенку требуется поддержка, и помочь ему взглянуть на жизнь позитивно.

Значительную часть дня подростки проводят в школе, обсуждают там свои проблемы, планы, взгляды на жизнь, и бывает, что именно педагоги сообщают родителям, что в поведении и высказываниях их ребенка есть настораживающие моменты. На что обращать внимание самим школьным психологам и учителям, какой должна быть профилактическая работа – эту информацию периодически получают образовательные учреждения, организуется обучение для специалистов. На прошлой неделе для педагогов нашего городского округа семинар по предупреждению суицидального поведения у подростков провела медицинский психолог Находкинского филиала краевой клинической психиатрической больницы Кристина Лобанова. По мнению специалиста, просветительская работа должна быть комплексной, и родителям тоже нужно доносить базовую информацию по этой теме.
Если в начальных классах у девочек и мальчиков в авторитете родители и близкие родственники, то подростку уже гораздо интереснее и значимее сверстники. Детские интересы он перерос, но личность его еще незрелая и несформированная, поступки совершаются импульсивно, без их оценки на долгосрочную перспективу. Взрослым они кажутся недостаточно серьезными, но подросток оценивает иначе окружающий его мир. Переживания могут быть весьма глубокими, а восприятие мира исключительно в черно-белых тонах – «Должно быть так, как я хочу, или совсем никак». И если он думает, что его не видят, не замечают, то, чтобы обратить внимание окружающих на свое состояние, может выбрать суицид. Это своего рода крик о помощи, даже если на первый взгляд кажется, что ребенок просто манипулирует взрослыми.
Еще в списке причин – внутренний протест против травмирующей ситуации, с которой ребенок не может справиться самостоятельно. Например, может тяжело переживать болезнь или смерть дорогого человека, чувство вины или стыда, конфликт с учителем, неразделенную любовь. Влияние неформального лидера, зависимость от его мнения, травля со стороны сверстников тоже могут давить настолько, что в качестве самонаказания подросток решается на кардинальный шаг.
Отдельная тема — отношение к учебе и оценкам, что особенно важно для выпускников перед экзаменами, в том числе, когда у родителей есть свои представления о том, как ребенок должен учиться, а он чувствует, что не может соответствовать им и дотянуться до некой завышенной планки.
Обращают внимание специалисты не только на асоциальные, неблагополучные семьи, но и на вполне приличные с точки зрения окружающих, где на самом деле «живет» скрытая агрессия между супругами или по отношению к детям. Родители закрывают его материальные потребности – кормят, одевают, обеспечивают всем необходимым, но при этом не уделяют внимание его душевному миру, внутренним конфликтам, нет эмоционального контакта, а это травмирует ребенка и не дает ему ощущения безопасности.
Насторожить должны резкое снижение успеваемости, безразличие к учебе, своему внешнему виду, неряшливость, подавленное настроение с частыми перепадами к раздражительности, плаксивость, общая отрешенность от взрослых и сверстников, появление в круге общения тех, у кого уже были попытки суицида, поскольку у подростка может закрепиться в сознании, что это нормальная реакция на проблемную ситуацию. Сам он может начать говорить о бессмысленности жизни, пессимистично оценивать окружающий мир и себя.
Как помочь? Надо в первую очередь дать ребенку выговориться, «проговорить» свою боль, поделиться переживаниями, но не обесценивать их, а признать, что это действительно тяжелая для него ситуация, и он имеет право так себя чувствовать. Это облегчает страдания, ребенок понимает, что его слышат, его зов о помощи значим, есть кому довериться и при этом быть в безопасности. Далее нужно подкрепить его позитивные настроения и помочь выйти из черно-белого мышления.
Бывает, школьный медик, делая прививку ученику, или классный руководитель, учитель, общаясь с подопечным, замечают в его поведении и высказываниях, на теле что-то, заставляющее насторожиться. Как сообщить об этом родителям и скоординировать дальнейшие совместные действия? Здесь тоже есть свои нюансы, разные подходы в зависимости от типа воспитания в семье. Например, есть тревожно-мнительные папы и мамы, с пассивной личностной позицией. Они не могут принять проблемы своего ребенка и избегают их, отгораживаются – им требуется указание со стороны авторитетного взрослого, что делать в такой ситуации. Есть, напротив, импульсивные родители, с гиперопекой и активной личностной позицией, они не всегда готовы слушать других, и бывает непросто изменить их мнение о том, что хорошо и правильно для их ребенка.
Несовершеннолетний может сам обратиться к психологу или социальному педагогу за помощью, позвонить по круглосуточным бесплатным номерам: Всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, Федеральная горячая линия «Подросток» 8-800-7000-183, Кризисно-адаптационный центр «Мир ребенка» во Владивостоке 8 (423) 220-65-73, 8(423) 207-70-75.
Обратиться за консультацией можно в поликлинику, где сориентируют по времени работы штатного психиатра или направят на прием в Находку или Владивосток. По словам Кристины Лобановой, подросток может сам прийти на прием к психиатру, лечение без согласования с законным представителем он назначить не может, но выслушает и даст совет.
В свою очередь педагоги, занимаясь профилактикой, на классных часах с детьми говорят не о суициде и негативе, а на темы, мотивирующие к здоровому образу жизни, творчеству, об умении справляться со стрессом, то есть помогают увидеть мир во всем многообразии красок и цветов.
Напомним, деятельность общеобразовательных организаций на нашей территории реализуется, в том числе, в соответствии с муниципальной программой «Образование Партизанского городского округа» на 2020-2024 годы и, в частности, с ее подпрограммой «Общее образование».

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.