Хранить и помнить вечно

07.02.2024

Дети из еврейской семьи, мальчик Давид и девочка Мая, находят среди старых домашних вещей коробку, в которой лежат потрепанная кукла, вырезанная из желтой ткани «звезда Давида» и небольшой камень.

Брата и сестру интересует, почему кукла вся исцарапанная, обожженная, словно побывавшая в огне? И к какой одежде была пришита шестиконечная звезда? Что это за камень, и почему его тоже хранят здесь?
Дети недоуменно рассматривают содержимое старой коробки. За этим занятием их застает бабушка Сара и начинает свой печальный и страшный рассказ. Так начинается театральная постановка под названием «История одной коробки», которую ко Дню памяти жертв Холокоста вместе с руководителями Натальей Ким и Романом Ковалевым представили участники клубного объединения «Школа ведущих» городского Дворца культуры.
Авторы пьесы «Детские воспоминания, или история одной коробки» живут в Биробиджане. Это ученик лицея №23 Станислав Клименко, неоднократный победитель литературных олимпиад, и его учителя Виктория Снегирева и Татьяна Месамед. Театральное действо длится около сорока минут. И все это время невозможно оторваться от сцены — с первых минут и до финала.
На сцене участники «Школы ведущих» городского Дворца культурыСюжет пьесы построен на детских воспоминаниях главной героини, бабушки Сары, которыми она делится со своими внуками.
Веселым и беззаботным было детство маленькой Сары или, как ее ласково называли отец с матерью, Сороки за привычку собирать и приносить в дом разноцветные стеклышки, старые бусины и другие блестящие вещицы. Один лишь раз случилась с девочкой беда, когда она тяжело и надолго заболела. И тогда папа подарил ей куклу – вот эту самую, Дину из коробки, и вскоре Сорока поправилась. Папа с мамой повели ее гулять. Был какой-то праздник, и по улицам ходило много радостных, улыбающихся людей. И этот день оказался последним днем ее счастливого детства.
А дальше – ад. На экране кадры кинохроники, они подобраны так, что становятся частью театрального действия. Вот уезжает состав с будущими узниками лагеря смерти, а на перрон пригоняют очередную партию невольников. Звучат сирены, гудки, стучат колеса вагонов.
Из рассказа Сары мы узнаем и одновременно видим на сцене, что город оккупирован немцами, фашисты вошли в их дом, заставили собрать вещи, и куда-то повели… Больше своих родителей малышка не видела никогда, потому что их разделили – женщин, мужчин, стариков, детей. И вот девочка уже в Освенциме, в полосатой робе, как и другие еврейские детишки. Они стараются держаться вместе – Йося, Вера и Сара. Дети очень быстро взрослеют. Они пытаются, как могут, утешают друг друга, а еще поют, чтобы не плакать и не злить охранников. К рубашкам детишек пришиты желтые «звезды Давида». Сара играет с найденным в лагере, похожим на куриное яйцо камнем, ведь любимую Дину у нее отобрали как «ценный предмет». Каждый день кого-то из барака забирают, и эти дети не возвращаются. Однажды уводят Веру, потом очередь доходит до Йоси. На сцене его уход обыгран условно – мальчика никто не хватает, не конвоирует, как других, он сам медленно уходит в темноту и исчезает. Потому что до газовой камеры совсем больной Йося не дошел, он умер по дороге. Сара остается одна. А через несколько дней в барак входит солдат, но не в фашистской, а в советской форме. В его руках – Дина, любимая кукла Сары.
Бабушка завершает свой рассказ и говорит внукам, что отныне эту коробку хранить предстоит им. И когда-нибудь они тоже передадут ее своим детям, а те своим.
Сыгравшие эмоционально сложную пьесу актеры – тоже еще очень юные. Все они участники «Школы ведущих». Роль бабушки блестяще исполнила Алина Карпицкая, Сары в детстве – Арина Зайцева. Искренне и реалистично вжились в свои образы Артем Захаров, Алина Малахова, Таисия Шерстнева, Арина Трегубова, Петр и Григорий Осенние, Дамир Саватенко, Илья Шевцов.
27 января весь мир отмечает День памяти жертв Холокоста. У любого человека, знакомого с историей Второй мировой войны, название это рождает в памяти другие, не менее страшные и трагические: Освенцим, Майданек, Собибор, Треблинка, Дахау, Бухенвальд. Когда-то они были всего лишь названиями мест, населенных пунктов, наверное, по-своему красивых. Бухенвальд, к примеру, по-немецки означает «буковый лес». А теперь у большей части населения планеты они вечно будут вызывать гнев и ужас. Так же, как и эти даты. 15 сентября 1935 года – принятие в Германии так называемого «Нюрнбергского закона», фактически в одночасье лишившего немецких евреев всех социальных прав. 9 ноября 1938 года – «Хрустальная ночь», когда по всем городам Германии громили еврейские дома, кафе, магазины, парикмахерские и другие заведения, отчего улицы сплошь покрылись осколками стекла. 20 мая 1940 года – начало строительства концлагеря в Бухенвальде, в этом самом «буковом лесу»…

Федор КАЛУШЕВИЧ.
Фото Любови ПОВРЕЗНЮК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.