Дары тайги от госпромхоза «Прибрежный»

13.09.2019

Работники пилорамы Татьяна Суша и Мария Романенко. Конец 60-хБескрайнее море тайги таит океан природных богатств. В конце 60-х годов ХХ века государство решило поставить сбор и заготовку этих ресурсов на промышленную основу с привлечением населения.

Как это происходило в нашем городе, рассказала бывший главный бухгалтер госпромхоза «Прибрежный» Нина АБРАМОВА.

Предприятие широкого профиля

Затея оказалась очень прибыльной, полностью рентабельной и весьма популярной в народе. Государственные промысловые хозяйства, в документообороте и обиходе госпромхозы, стали появляться по всей стране, в том числе и в Приморском крае. Кроме охотничьей продукции, предприятия заготавливали и перерабатывали дикоросы — кедровые орехи, ягоды, грибы, лекарственное сырье, производили и реализовали лесоматериалы и сельскохозяйственную продукцию. На пушнине, корне женьшеня, аралии и элеутерококка, сдаче меда, грибов и сборе дикоросов жители за сезон могли заработать себе на автомобиль.
Госпромхоз «Прибрежный» был основан 14 декабря 1964 года на базе участка в селе Сергеевка Партизанского района. В начале семидесятых годов он открыл свои отделения в Сучане, Владимиро-Александровском и Душкино. Основной базой стал Партизанский участок, где и было создано управление, которое расположилось в доме №1-а на улице Тургенева. Собственными силами были построены складские помещения, гаражи для автомашин, пилорама, столярный цех, котельная, холодильная камера. Немногим позже и цех по переработке даров тайги.
В 80-е годы численность работников всех отделений госпромхоза превышала двести человек. Каких только рабочих профессий не было на предприятии — заготовители, водители, рабочие пилорамы и столярного цеха, рабочие цеха переработки, лаборанты, технологи и другие специалисты.
Предприятие занималось лицензионной заготовкой пушнины, рубкой и переработкой леса, заготовкой корней аралии и элеутерококка, сбором лекарственных трав и дикоросов, грибов, папоротника, березового сока, изготовлением банных и кормовых веников, вязанием метел.
В госпромхозе работали штатные охотники, которые должны были, согласно плану, поставлять пушнину и мясо диких животных. Но основными поставщиками сырья были жители города и районов.
На центральном участке, которым руководил Александр Шумов, охотоведом работал Владимир Ряхин, а заготовителем была Александра Башурова, работа кипела. Эти люди отработали на предприятии не один десяток лет.
Предприятием в разные годы руководили Владимир Асташов, Вадим Горбачев, Любовь Кукарцева, а после Александр Шумов, которого на пост директора избрал непосредственно рабочий коллектив. Это были профессионалы. Под стать им были и руководители филиалов — Владимир Шевченко, Сергей Мотовилов, Вячеслав Шенин, охотовед Виктор Унтеров, начальник цеха Виктор Пынько и другие.
Госпромхоз снабжал объекты соцкультбыта пиломатериалами для ремонта и строительства, населению продавал горбыль на дрова, а опилки — на удобрения. Плотники предприятия сколачивали поддоны для перевозки грузов, поставляли кормовую дощечку для звероводческих хозяйств. Бондарный цех изготавливал деревянные бочки как для нужд самого предприятия, так и на продажу населению и предприятиям общепита.
Строители возводили жилые дома и даже построили здание детского сада №20, над которым позже взяли шефство. На пилораме трудились Владимир Клименко, Владимир Кузнецов, Владимир Тягаев и другие.
Главный охотовед Сергей Грачев в числе прочих отвечал за вопросы биотехнии, то есть за процесс подкормки диких животных. А с егерями хозяйства проводил учетные работы. Для этого строили солонцы, заготавливали сено, вязали веники, сажали картофель, сеяли овес. Предприятие ежегодно платило налог «на воспроизводство лесной фауны и его обитателей». Ежегодно отчислялось по полтора процента от объема реализации продукции, что в итоге составляло внушительную сумму. Хочется добрым словом еще раз вспомнить Сергея Грачева, который в свое время на базе госпромхоза создал школу молодых охотоведов. Ее посещали около двадцати мальчишек, которым наставник старался привить любовь к тайге, брал на учетные работы, на солонцы. Четверо его учеников пошли по его стопам и закончили сельскохозяйственную академию Уссурийска.

Березовый сок и другие деликатесы

Технолог Наталья Безлучина  проверяет качество березового сокаОдним из основных на предприятии был цех переработки, в котором много лет трудились начальник Людмила Шумова, технолог Наталья Белугина, мастера Валентина Антипкина, Вера Сучкова, Наталия Чумаченко. Здесь заготавливали березовый сок, из лимонника и шиповника — сиропы, напитки, компоты. Сырье в промышленных объемах закупали у населения. Людмила Георгиевна Шумова разработала специальную рецептуру для изготовления целой линейки продукции на основе березового сока. На полках магазинов всего Приморья и даже в других регионах России можно было встретить, помимо классического сока березового с сахаром, сок березы с пятнадцатью экстрактами: полыни, женьшеня, элеутерококка… Особым спросом пользовалась продукция из ягод лимонника, шиповника. В цехе производили огромный ассортимент напитков, джемов, компотов, варенья, нектаров. Готовили даже цукаты из ягод клубники, мариновали лук, грибы, огурцы, капусту, помидоры.
Фирменной продукцией стали консервы из папоротника с мясом дикого кабана, а также экстракт из корня женьшеня культивируемого, который скупали как население, так и фармацевтические фабрики и аптеки.
Жители краевой столицы – Владивостока – могли приобрести товары предприятия в магазине «Дары тайги». А вообще продукция продавалась во всех городах Приморья и далеко за его пределами. Ее охотно закупали торговые предприятия из северных районов — Магадана, Певека, осуществляющие промышленные заготовки продуктов в рамках северного завоза и для снабжения экипажей в дальних рейсах.
Товаровед по сбыту Нина Нянчур налаживала деловые контакты как с фармацевтическими фабриками городов России, так и с республиками СССР. Украина охотно закупала кедровый орех, Грузия – травы, корни аралии и элеутерококка. Через краевое предприятие «Приморпромохота» «Прибрежный» продавал в Японию папоротник, через пушно-меховую фабрику Иркутска – пушнину.
На предприятии долгие годы трудились семейные династии: работники цеха Мария Романенко и ее дочь — технолог Наталья Белугина, Нина Платонова с дочерью Валентиной Антипкиной, Надежда Плешкова и Галина Григоревская. Много лет отработали в цехе Лариса Лобастова, Наталья Гледяева, Зинаида Шарифулина, Ольга Ковалева и другие.
Был в госпромхозе и свой автопарк с лесовозами, грузовиками, тракторами, погрузчиками и даже пассажирским автобусом. Механиком много лет отработал на предприятии Иван Рулько, который никогда не допускал простоев и поломок транспорта. Его после ухода на заслуженный отдых сменил Николай Логашенко, пришедший на предприятие сразу из армии и проработавший на нем до закрытия. Водителями под его началом работали Александр Бермешев, Алексей Гусаренко, Николай Бужинский, Владимир Рулько, Юрий Попов, Сергей Власюк, Виктор Шашура и другие.

Золотой корень и жизнь в кредит «по-советски»

В 1986 году на базе Сергеевского участка создали бригаду по выращиванию культивируемого женьшеня. Инициатором посадок был охотовед Сергей Грачев. Он лично разработал форму и устройство грядок, навесов, следил, чтобы прополка и другие агротехнические процедуры проходили правильно. Первым бригадиром на плантации работал Анатолий Стринадко. На своих участках «корень жизни» выращивали и жители таежных сел. Некоторые сдавали его так удачно, что не только свои семьи материально обеспечивали, но и благоустраивали территорию родного села. В Мельниках, например, оплатили укладку асфальта на одной из улиц. В этом селе жил и ныне здравствует знатный охотовед и женьшеневод Николай Иванович Ковальчук.
Финансовую деятельность госпромхоз вел на основе ссуд, которые ему как штатному сельхозпредприятию под десять процентов давал Госбанк. На эти средства закупалось сырье и все необходимое для производства. Из этих средств выплачивалась и заработная плата работникам.
Продукция предприятия пользовалась спросом у населения, а потому долги в конце сезона удавалось легко закрывать. После реализации продукции и выплаты кредита, работникам выплачивали 13 зарплату и премию.
Суммы выходили солидными. С 1986 по 1995 годы мы купили или построили шестнадцать квартир для семей наших работников.
В 1996 году «Прибрежный» был выкуплен ОАО «Дальморепродукт» — гигантским рыбоперерабатывающим предприятием. В свой таежный непрофильный актив финансовые средства вливать оно не хотело и вскоре попросту продало некоему обществу с ограниченной ответственностью, чем подписали ему окончательный «приговор».
О госпромхозе «Прибрежный» осталась лишь добрая слава, а между тем, многие и сейчас хотели бы дары тайги и урожай ягоды с собственных подворий продавать государству, а не отдавать за гроши случайным перекупщикам. Были и в нашем городе попытки возродить подобное производство, но пока неудачно. А между тем люди хотят иметь возможность честно заработать, снабжая приморцев экологически чистой продукцией. В последнее время в Государственную Думу все чаще поступают законопроекты, ставящие своей задачей жесткое регулирование и контроль за сбором дикоросов. Чтобы как в прежние времена – брать от природы бережливо, рационально, заботясь о дне завтрашнем, а не варварски, бездумно и бесконтрольно.

Записал Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.