Кто лежит под красной звездой?

17.05.2019

Это был один из незначительных эпизодов партизанской войны в Сучанской долине. В 1921 году комсомольско-молодежный партизанский отряд имени Карла Либкнехта стоял в корейских фанзах недалеко от деревни Серебряная. Командовал отрядом Василий Костылев. Партизаны занимали удобную позицию.

Подойти можно было только по дороге со стороны Бровничей, так как позади Серебряной находился почти непроходимый хребет.
В воскресенье был религиозный праздник, и в деревню отравились несколько молодых партизан — помыться в бане. Охраны, конечно, никакой не выставили. Белый отряд вошел в Серебряную, откуда их никто не ждал – со стороны гор. В результате внезапного налета несколько партизан бежали в лес, другие, оказавшись в безвыходном положении, приняли бой. Трое из них были убиты, кого-то взяли в плен и отправили во Владивосток.
Когда именно могли произойти эти события? И с кем столкнулись партизаны?
После белого переворота во Владивостоке с мая по август 1921 года никаких белых частей в Сучанской долине не было. В августе прибыли милиционеры полковника А.Г. Ефимова. Они остановились на Сучанском руднике и во Владимиро-Александровском. До самого их ухода в конце сентября никаких стычек между красным и белыми не случилось. Да и прибыли они в Сучан по железной дороге, а значит у Серебряной быть не могли.
После ухода милиционеров в Сучан прибыли оренбургские казаки под командованием генерала А.В. Зуева, в конце ноября – начале декабря 1921 года. Они двигались конным строем через Шкотово и Ново-Москву. В то время дорога из Цемунхинской долины на Сучанский рудник проходила по маршруту Ново-Москва – Гордеевка – Бровничи – Хмельницкое – Казанка, но казаки прошли через горы. Генерал вспоминал: «На следующий день полк перевалил через высокий хребет и спустился в долину р. Сучана, последовательно занимая селение Казанку, затем Фроловку». При этом о бое в Серебряной он вообще не упомянул, посчитав его малозначительным эпизодом.
Бывший фельдшер отряда С.Т. Задорожных совершенно точно подтвердил дату боя: партизаны пошли в баню на день Зимнего Николая, то есть 6 декабря. Значит, стычка в деревне Серебряная произошла в этот день с оренбургскими казаками.
Кто, как и где похоронил убитых партизан — неизвестно. В скором времени о братской могиле в Серебряной забыли и не вспомнили бы никогда, если бы не случай.
В связи с подготовкой в СССР празднования 50-летия Октябрьской революции, из центра поступили директивы о приведении в порядок революционных памятников и мест захоронения красных борцов. Сучанская секция бывших партизан начала работу по организации ремонта различных исторических объектов, уточнялись списки погибших.
В конце 1966 года в Сучанский горисполком пришло письмо от Председателя Исполнительного комитета Кневичанского сельского Совета, в котором говорилось о том, что 6 декабря 1921 года в селе Серебряное погиб в бою житель села Кневичи Олейников Григорий Степанович, 1903 года рождения. Очевидно, что Олейников был одним из троих погибших.
Сучанской секции бывших партизан эта фамилия ни о чем не говорила. Никто не помнил ни самого погибшего партизана, ни обстоятельств его смерти.
На поиски могилы бойца в Серебряное отправился бывший партизан Т. П. Головатенко. Как найти захоронение сорок пять лет спустя, если среди бывших партизан не оказалось свидетелей? Решили опросить местных жителей.
20 января 1967 года секция бывших партизан Сучана отрапортовала в Кневичи: «При посещении села Серебряного с большим трудом удалось установить через одного старого жителя этого села фамилию и место захоронения жителя Вашего села Олейникова. Олейников в 1921 году в партизанском отряде был под фамилией Гаркуша».
В конце 1968 года комсомольцы шахты №21 изготовили памятник, оградку и установили их на кладбище села Серебряное. На памятнике надпись: «Комсомольцу Олейнику Григорию Степановичу 1903 – 1921 гг. – партизану второго комсомольского отряда им. К. Либкнехта, погибшему в бою с каппелевцами».
Но почему погибшего называли Гаркушей. Возможно, это было прозвище Олейникова? Но ведь погибший был совсем юным рядовым партизаном, а не командиром отряда или известным подпольщиком, псевдоним ему ни к чему.
А может это разные люди? В фондах Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова удалось найти воспоминания бывшего сучанского партизана Николая Ивановича Гаркуши, где он указал, что его брат Даниил Иванович направился из Владивостока в партизанский отряд. Пройдя через деревню Бархатная, он был задержан белыми и убит.
Путь через Бархатную был одним из самых доступных способов попасть из Владивостока к партизанам. Именно этой дорогой, подробно описанной в романе «Последний из удэге» Александром Фадеевым, прошла героиня романа Лена Костинецкая. Поездом добралась до станции Сица, недалеко от теперешней платформы Наречное, перешла через невысокие седловины к Бархатной, в настоящее время это село не существует, а оттуда в Хмельницкое. Но было два пути, кроме дороги в деревню Казанку, можно было направиться в сторону Серебряной, там, недалеко от одноименной реки, находилась база партизан. Вероятно, что этим путем пошел Даниил Гаркуша. Белые его застали где-то по пути из Бархатной или Хмельницкого в Серебряную, там и убили.
В партизанском отряде находились его братья Николай и Петр. Возможно, они какое-то время заботились о могиле брата, потому у местных жителей и сохранилась в памяти фамилия Гаркуша.
Считаю, что почти с полной уверенностью можно утверждать, что под памятником с именем Г. С. Олейникова в действительности захоронен Даниил Иванович Гаркуша.
А где же Олейников? Здесь можно лишь предполагать, что местные жители тела белых, красных и различных пришельцев, у кого не оказывалось родных и близких, хоронили на своем кладбище под безымянными крестами…

Георгий ТУРОВНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.