Николай ШЕВЧЕНКО: “Железная дорога — моя судьба”

03.07.2013

Партизанский машинист за полвека перевез тысячи вагонов с углем

“А мне Владимир Приказчиков, знаете, какую ценность на юбилей подарил? — с этими словами ветеран железнодорожного транспорта Николай Шевченко показал корреспонденту “Вестей” старинную фотографию в добротной рамке, с изображением идущей на крутой подъем тройной сцепки паровозов. — На подъем идут, сучанский уголек в Находку в порт везут, за раз — тысячу восемьсот тонн… Я тоже машинистом был, начинал кочегаром на узкой колее, а потом на широкую перешел, на тепловоз переучился. На заслуженный отдых уже машинистом электровоза отправился”.

Сучан — город хлебный

Родился Николай Шевченко 13 мая 1928 в селе Бугаевка, что в Воронежской области, в крепкой крестьянской семье бывшего батрака и революционного балтийского матроса, ветерана Первой мировой и Октябрьской революции, участника штурма Зимнего дворца.

— Всякий раз при просмотре фильма “Ленин в октябре” отец рассказывал, что лично открывал одну из створок главных ворот Зимнего и вопреки утверждениям многих современных историков, никакого залпа “Авроры” не слышал, а Зимний с товарищами брал с боем, во время которого был ранен солдатом женского батальона, — вспоминает рассказ отца Николай Николаевич Шевченко.

После революции Николай Ефимович устанавливал советскую власть в Поволжье, в составе кавалерийского корпуса соратника Семена Буденного Павла Дыбенко участвовал в знаменитой обороне Царицына, которая стала ключевым этапом гражданской войны,

— Во время обороны Царицына отец побывал в плену у батьки Махно, который в то время как раз отрекся сразу и от красных, и от белых, и любил расстреливать плененных с обеих враждующих сторон. Батька вознамерился расстрелять красных лично, но отцу с несколькими товарищами в ночь перед казнью удалось совершить дерзкий побег.

С победой вернулся Николай Ефимович в родную Бугаевку, а уже в 1937 году вместе со всей семьей — жена, три сына и две дочери — по призыву партии и правительства, спасаясь от голода, согласился на переезд, на укрепление дальневосточных рубежей, где в те годы не хватало рабочих рук.

— На Дальний Восток наш 40-вагонный состав с переселенцами ехал целых два месяца. Люди голодали, на станциях практически невозможно было купить или выменять продукты, — вспоминает Николай Шевченко.

Вагон, в котором ехала семья Шевченко, в числе шести других отцепили в шахтерском городе Сучане. Отца, как опытного слесаря, охотно взяли на работу жестянщиком в Рудкомхоз, изготавливать печные духовки, и в 1941 году его назначили заведовать подсобным хозяйством Рудкомхоза, а после забрали в армию, но по причине преклонного возраста направили во вспомогательную воинскую часть строить госпиталь в Советской Гавани, а позже, до конца войны — на конезавод в Волчанцах, что под Находкой. После войны отец работал в Тигровом в пекарне, откуда в 1949 по ложному обвинению отправился в ГУЛАГ, где пробыл до смерти Сталина. Лагеря сильно подорвали здоровье Николая Ефимовича, который вскоре после возвращения домой и реабилитации, тихо скончался в своей постели.

От заводского гудка к паровозному

Николай школьное обучение закончил в пятом классе и по Сталинскому призыву был направлен учиться на плотника в ремесленное училище Владивостока. После вернулся домой и поступил в 17 училище в группу слесарей-инструментальщиков. В 18 лет попросился в школу машинистов, окончив которую, работал кочегаром на узкоколейке.

— Паровозы серии Еф имели котлы ручного топления, а потому нужно было непрерывно кидать в прожорливую топку уголь, не забывая открывать створки. Это было крайне тяжелым занятием. В машинисты, помощники и кочегары брали только физически крепких мужчин, — хилые там просто не выдерживали. За смену, бывало, так набросаешься, что ни рук, ни ног не чувствуешь от усталости.

В 1948 крепкого и целеустремленного парня призвали в армию и направили служить в воздушно-десантный полк, расквартированный близ станции Голенки под Уссурийском. Полк входил в состав корпуса ВДВ, которым в те годы командовал основатель воздушно-десантных войск, боевой генерал, Герой Советского Союза Василий Маргелов.

— Комкор был строгим, но справедливым. Любил прилетать без предупреждения в расположение и навести там “шороху”, для поднятия военной выучки и закрепления навыков. В результате таких мероприятий корпус стал самым боеспособным военным соединением в регионе, — вспоминает Николай Ефимович.

В составе полка Николай Шевченко совершил 32 прыжка с парашютом, принял участие в нескольких крупных общевойсковых учениях.

— В то время десантники, не носили голубых беретов и тельняшек, их заменяли шлемофоны и простые майки, а на вооружении состояли не автоматы Калашникова, а менее надежные автоматы Сударева. Да, и выбрасывали нас не из вместительных ИЛ-76, а из маленьких транспортников ЛИ-2 по 18 десантников в каждом.

Железная дорога — на всю жизнь

После армии Николай Шевченко переучился на широкую колею. Поначалу пришлось нелегко, но вскоре парень освоился и с гигантской топкой ширококолейного паровоза объемом в шесть кубометров.

— Работа машиниста романтическая: в топке жаркий огонь горит, поезд мчит, посвистывая на перегонах, а вокруг красота — природа, зверь лесной дорогу перебегает. Что самое удивительное, поездов дикие животные ни капли не боялись и убегали только, если состав начинал резко замедлять ход.

В 1952 году Николай стал помощником машиниста паровоза, а спустя несколько лет и машинистом. Молодой железнодорожник старательно знакомился с новинками техники, не отставая от прогресса. В 1963 году переучился на тепловоз, а после электрификации участка дороги в 1967 году стал машинистом электровоза.
Возил от Смоляниново до Находки уголь, песок, лес, рыбу и другие, включая и оборонные грузы, часто получал премии за проводку особо тяжелых составов. Работал с простыми и хорошими трудолюбивыми людьми — Григорием Резь, Федором Коротким, Виктором Косяковым, Анатолием Спиваком, Павлом Игнатенко, Николаем Чаломовым и другими ответственными железнодорожниками и верными товарищами.

За работой не забывал о семье, на досуге — путешествовал по стране, увлекался фотографией и отечественной поэзией.

Достойными людьми воспитал Николай Николаевич своих детей, выучил, помог крепко встать на ноги. Александр — главный врач городской станции скорой помощи в Партизанске, Вячеслав — электрик, Анатолий — главный инженер цеха эксплуатации депо Смоляниново, а Надежда — начальник отдела кадров в крупной фирме. У ветерана шесть внуков и три правнука. Находясь на заслуженном отдыхе, Николай Николаевич не забывает о своем трудовом прошлом, о котором каждый день то и дело напоминают гудки электровозов, которые проносятся по железной дороге близ его дома. С каждым таким свистком, Николай Шевченко приосанивается и бросает меткое замечание о характере движения состава, словно не сдал вахту и все еще служит при родной и милой сердцу железной дороге.

Антон СУХАРЬ.
Фото из архива семьи Шевченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.