Без свидетельства надежнее?

18.11.2016

В МФЦ можно запросить выписку из единого государственного реестра правС 15 июля 2016 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе повторные.В силу вступает Федеральный Закон № 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в соответствии с которым, государственная регистрация возникновения и перехода права на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суть нововведения корреспонденту “Вестей” разъяснил заместитель директора многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг ПГО Алексей КОРОБЧЕНКО:
— Почему отменили этот правовой документ?
Правоустанавливающий документ — это основа основ существования института частной собственности. Правоустанавливающим документом в нашей стране может являться официальный документ, на основании которого у гражданина возникает право собственности на любой объект недвижимости. То есть это свидетельство о праве на наследство, приватизационный договор, либо договор купли-продажи, дарения или иной документ. Этим документом не может выступать свидетельство на право собственности, которое является не правоустанавливающим, а правоподтверждающим, то есть сообщающим информацию о том, на основании каких документов у гражданина возникло право на тот или иной объект.
При наличии только свидетельства на право собственности человек ничего не может ни купить, ни продать, ни подарить, ни поменять…
С другой стороны, если вы вдруг потеряете свидетельство на право собственности, то вы сможете провести любую сделку по отчуждению недвижимого имущества на основании правоустанавливающего документа.
Ввиду второстепенной роли свидетельства в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государство постепенно готовило граждан к моменту полной отмены этого документа за ненадобностью.
Поэтапно происходил процесс упрощения свидетельства, снижалась степень защиты, и в итоге оно приняло форму простого белого листа, заверенного подписями и печатью. А далее и вовсе был отменено, альтернативой стала выписка из единого государственного реестра прав.
— Почему свидетельство вообще существовало?
— До 1998 года, то есть до появления “Закона о госрегистрации”, существовала система, в которой регистрация прав на недвижимое имущество была очень сложно устроена. В части того, что БТИ, бюро технической инвентаризации, занималось регистрацией прав на объекты недвижимости — здания, строения и сооружения. В то время как регистрацией прав на землю занимались совсем другие структуры.
В 1998 году появился “Закон о госрегистрации”, который четко структурно и системно упорядочил все права на недвижимое имущество. Создавался единый государственный реестр прав, ЕГРП, в котором стали размещаться все сведения об объектах недвижимости: площади, технические характеристики этажность материал и прочее, адреса по которым они располагаются, собственники, порядок их смены, возможность брать справки о наличии или отсутствии собственности. Граждане, выросшие в эпоху СССР, где частная собственность не поощрялась, стали обладателями свидетельств на право собственности — солидных документов с максимальными степенями защиты, включая водяные знаки и голограммы. Службы стали привыкать к этим документам, как очень важным. Сегодня, выполнив свою работу по установлению статусности института права собственности, свидетельство становится историей.
— Выписка из ЕГРП — это простой офисный документ, который просто подделать. Не создаст ли это благодатную почву для мошенников?
— Дело все в том, что в ЕГРП, а эта база постоянно обновляется и контролируется несколькими структурами нашего государства, содержатся сведения, которые исключают, в принципе, необходимость подделки документов. С поддельной выпиской невозможно провести регистрацию сделки, государственный регистратор в момент ее совершения проведет правовую экспертизу, в том числе с использованием единых информационных ресурсов, и установит все несоответствия.
Если все же удалось бы провести регистрацию по поддельным документам, то гражданин, пострадавший от действия или бездействия должностного лица, проводящего регистрацию такой сделки, вправе обратиться в суд за возмещением своих затрат или стоимости объектов, на которые он потеряет право собственности в результате незаконной сделки. Государственный регистратор, человек, который непосредственно производит государственную регистрацию и вносит все необходимые записи на правоустанавливающих документах, несет огромную ответственность. К тому же существует целый ряд надзирающих организаций — прокуратура, следствие, Минюст, собственная безопасность “Росреестра”. Все эти структуры работают на то, чтобы сделки с недвижимым имуществом были честными, законными и прозрачными.
Я полагаю, что очень скоро и выписки не понадобятся. В начале 2017 года вступит в силу новый закон “О госрегистрации прав собственности”, который коренным образом отличается от старого и в частности позволит резко ограничить возможности для мошенничества в сфере регистрации прав на недвижимость. Новый закон создан для эффективной работы института частной собственности в условиях слияния Кадастрового учета с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество. Все это делается для удобства граждан и для усиления контроля за соблюдением законности при регистрации прав на недвижимое имущество.

Антон СУХАРЬ.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.