Ни дня без нот

08.05.2013

Ветеран Михаил Ардальянов пишет песни о войне, природе и труде…

Участника Великой Отечественной войны, ветерана правоохранительных органов и культуры, самобытного композитора Михаила Ардальянова корреспондент “Вестей” застал за напряженной творческой работой. На нотный стан аккуратно ложилась мелодия новой песни о далеком, но близком сердцу ветерана поселке Терней.

С ним, как впрочем, с Партизанском и Углекаменском и еще десятком мест в Украине, Приморье и Венгрии у Михаила связаны самые яркие воспоминания богатой на события и встречи жизни.

Приморье — уютный дом

Родившийся 14 декабря 1924 года в деревне Малые Сыры в Красноярском крае в семье мастера на все руки, печника и плотника Андрея Ардальянова, средний сын Михаил с самого начала жизни познал нужду и голод. В поисках лучшей доли семья переехала в Красноярск. Но и в большом городе было не слаще, даже постный суп приходилось брать в долг. Далее путь лежал в верховья Нижней Тунгуски в окружной поселок Туру.

— Жизнь на краю света у нас сразу не заладилась. Морозы под 60 градусов, цинга и голод и, как назло, из-за обмеления реки прервалась пароходная связь с большой землей. Спасая семью от голодной смерти, отец топором навалил деревьев, из стволов которых соорудил плот, и мы вместе с несколькими семьями товарищей по несчастью отправились по реке своим ходом, — вспоминает Михаил Ардальянов.

Не желая далее испытывать судьбу, Андрей Ардальянов в 1936 году завербовался в более благополучный Дальний Восток в поселок Терней, где поначалу жили в палатках, а после строили своими силами жилье и объекты соцкультбыта.

Среди переселенцев были дружественные, почти родственные отношения. Все друг друга знали, делились последним, да что там говорить, никто никогда дверь на замок не запирал. Здесь братья Ардальяновы окончили школу, впитали азы музыки, играли в спектаклях народного театра, дирижировали в духовом оркестре и, как потомственные охотники, очень метко стреляли из ружей. Кстати, шефство над музыкантами вел композитор Савельев, отбывавший по ложному обвинению во вредительстве свой срок в одном из местных лагерей Дальлага.

На приморской земле парни возмужали, отсюда ушли в армию, а когда началась война и на фронт.

На войне, как на войне

Старший Николай сложил голову в 1943 на Курской дуге, младший Василий, в составе экипажа сухогруза под японскими бомбардировками, преследуемый немецкими подводными лодками, возил военные грузы, поступающие по ленд-лизу из США в Мурманск и Архангельск.

Михаил Ардальянов в 1942 году попал в разведывательную военную школу под Ровно, вскоре был направлен на фронт в Западную Украину, где тут же вступил в жестокий бой с националистами.

— Если кто говорит про “зеленых братьев”, как про жестоких и недалеких уголовников, в корне не правы. Нам противостояли не банды, а регулярные войска, хорошо вооруженные и укомплектованные оружием и военными кадрами, располагающие базами снабжения, военными школами и стационарными госпиталями. В первых стычках с врагом наши солдаты встретили шквальный огонь 60-ти пулеметов…

Второй раз нас уже не застали врасплох. Мы сходили в разведку, а после — дали ответный бой врагу и заставили его бежать, — вспоминает Михаил Ардальянов.

Проведя три месяца в тяжелых лесных сражениях, Михаил получил направление в Карпаты, где должен был участвовать в боях с большой группировкой немцев. Но те спешно отступили, а вскоре в Закарпатье на подступах к Будапешту Михаил встретил победу.

Служа закону и музе

После войны по целевому набору пошел служить в МГБ, где попутно с работой следователя ОБХСС руководил сводным милицейским оркестром.

— Служба была сложной, но интересной. Работал на совесть, а потому могу честно сказать, что те, кого я и отправил за решетку за хищение социалистической собственности, получили по заслугам. Если видел, что человека незаслуженно оговорили, добивался оправдания.

Работа выматывала психологически, забирала силы и здоровье. Бесконечно это продолжаться не могло и однажды Михаил Ардальянов несмотря на уговоры начальства сказал: “Хватит!” и ушел из “органов”, целиком посвятив себя культуре. Объездив много мест, создал добрый десяток оркестров, танцевальных и инструментальных ансамблей в разных уголках СССР, в том числе и в селе Углекаменске, в котором осел навсегда, встретив любовь всей своей жизни — Марию, с которой они вместе уже более 30 лет. Вырастили детей Евгения и Ольгу, души не чают во внуке Сереже, который после окончания ДВФУ радует дедушку и бабушку своими успехами.

С таким хорошим тылом не утихает и тяга к творчеству. Под аккомпанемент синтезатора и доброго старого друга — баяна пишет Михаил Андреевич музыку на стихи Лидии Калушевич, Галины Якуниной, Евгения Лебкова и других приморских поэтов, иногда — на стихи собственного сочинения. А еще мечтает ветеран услышать свои произведения в исполнении хора под аккомпанемент большого оркестра.

Антон СУХАРЬ. Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.