В гости к Палшкову

24.05.2017

Среди картин большого художника так радостно творитьВ Партизанске прошла международная акция «Ночь музеев»

Субботним вечером 20 мая в очередной раз любители истории, культуры, искусства собрались на акцию «Ночь музеев». В этот раз она была посвящена творчеству художника Иллариона Фомича Палшкова, и залы, хранящие прошлое, открыли свои двери для гостей в то время, когда обычно музей отдыхает.Перерезана красная ленточка у входа в музей истории Партизанска, и десятки посетителей отправились на встречу с наследием Иллариона Фомича, на мероприятия по темам, так или иначе связанным с этим человеком.
У экспозиций, вопреки обыкновению, не было тишины, а обстановка была удивительно домашней. Казалось, что теплым майским вечером многочисленные родственники приехали погостить к дедушке на старую загородную дачу и разбрелись по многочисленным комнатам, залам, кладовкам и чердакам, а радушный хозяин в сумерках не спеша делится житейскими историями, достает из сундуков затертые письма, показывает семейству любимые зарисовки…
В стенах музея впервые одновременно выставили более ста картин Палшкова, они разместились в залах, на стенах большого коридора. Его творчество ценно для нас не только в силу глубины таланта художника, но и хотя бы потому, что он неустанно изображал нашу малую Родину, ее улицы, природу, жизнь населения. Сегодня среди нас уже не так много тех, кому довелось увидеть старый Сучан и его окрестности своими глазами.
Среди полотен — несколько ракурсов поселка шахты №1, где жил художник со своей семьей, и не только жилые дома, но и копер, виды улицы Парковой, и околица, уходящая в поля и сопки, старое здание техникума.
Знатные шахтеры вновь взяли в руки отбойный молоток, каску и обушокЧасть работ, небольших этюдов и крупных полотен посвящены урочищу Щеки, что недалеко от села Хмельницкое. Можно увидеть, насколько за последние десятилетия изменилось русло горной речки. Есть в вернисаже и утес Сенькина Шапка, перенесенный на бумагу в 20-е годы прошлого века – 90 лет назад.
По картинам Палшкова можно изучать географию не только нашего городского округа, но и всего края. На его акварелях и холстах — леса и сопки во всем своем многообразии: во все сезоны и в любое время суток: и зимним утром, и летним вечером, ночь в глухом лесу и над деревенским домиком даже лесной пожар. А еще Японское море – прибой, острова, скалы, бухта Джигит, ее окрестности и прочие берега солнечного Приморья. Некоторые природные объекты на момент создания картины носили еще старые названия, например, река Янчихе в Хасанском районе.
Интересны акварели о шахтерском прошлом нашего города, на зарисовках встречаются шахта №10, штольня шахты № 26 в Северном Сучане, бегут вагончики с углем по железной дороге.
Отдельно стоит сказать о созданных в 20-40-е годы иллюстрациях не только к сказкам Пушкина, но и по мотивам русских былин и сказаний, написанные не в привычной Палшкову реалистичной манере, а с активным использованием графики, как у художников-модернистов.
Все картины могли бы поведать о многом. О том, что происходило в жизни города и их создателя много-много лет назад, о чем рассказывала вдова художника Анна Васильевна, хранившая наследие мужа в тесной однушке, как холсты вновь увидели солнечный свет в городском музее… А теперь у этих полотен собрались наши современники, приготовившие к «Ночи музеев» большую культурную программу.
Даниил Никонов читал стихи на темы, которые были близки художнику – о природе, войне, русском характере. С прозой и стихами, музыкальными композициями выступили участники ЛИТО «Родник» и художественной самодеятельности.
Интересно было слушать рассказы знатных шахтеров о работе в забое. Снова Юрий Малышев и Михаил Тарасенко взяли в руки отбойный молоток, обушок, каски, фонари, рассказали о спецодежде и о костюме почетного шахтера. Горняки вспоминали, как сыро и душно было под землей, как трудились проходчики, забойщики, крепильщики, как постепенно совершенствовались технологии угледобычи и как передовики отмечали Новый год задолго до 31 декабря, выполнив досрочно производственные планы. Конечно, рассуждали и о перспективах возрождения угольной промышленности в Партизанске, о запасах угля в местных шахтах.
В коридоре музея взрослые и детвора фотографировались у большого шахтового телефона, а совсем крохотные гости тянули ручки к чучелам птиц и животных в зале живой природы. Здесь и в мемориальном зале Палшкова, где установлен бюст Иллариона Фомича, детвора творила с помощью кисточек и краскок, девочки и мальчики рисовали любимых художником бабочек. Порой казалось, что сам живописец наблюдает за юными гостями. В это время на улице гостям «Ночи музеев» предлагал проехать на ретро-автомобиле внук скульптора, создавшего бронзовый бюст Палшкова, — Семен Горпенко, в этот вечер катавший всех желающих на «музейном такси» марки Жигули 1974 года.
В зале Гражданской войны было интересно и ребятам, и взрослым. Здесь показывали мультфильм о Мальчише-Кибальчише, а после краевед Геннадий Туровник рассказывал гостям вечера о деятеле тех противоречивых и неоднозначных времен – Тимофее Мечике, одном из организаторов партизанского движения в Сучанской долине, о нравах и бесчинствах красных и белых отрядов в наших краях.
С большим интересом бродили посетители «Ночи музеев» по «Чердаку» — взрослые показывали своим детям и внукам, в какой форме они пошли когда-то в первый класс, за какими партами сидели, по каким часам узнавали время, как слушали музыку на граммофонных пластинках.
В середине мероприятия прошел аукцион фотокопий работ Палшкова, с молотка ушло четыре лота, оригиналы которых выставлены в залах музея, среди них — «Красные лилии» и акварель, на которой запечатлен памятник партизанам в сквере Дворца культуры угольщиков.
После в мемориальном зале читали пронзительные, лирические, горькие письма с фронта Георгия Палшкова – единственного сына художника, талантливого молодого мужчины, которому не было суждено вернуться с войны и воплощать свои творческие замыслы в мирное время.
На Партизанск спустились сумерки, но музей не закрывал свои двери до полуночи, новые гости все прибывали, сменяя тех, кто уходил домой с интересными знаниями и впечатлениями о судьбе талантливого земляка – Иллариона Фомича Палшкова.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Впервые в музее прошел аукцион фотокопий картин Палшкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.