Единая программа для дошколят

21.06.2023

Минимум знаний и навыков будущих первоклашек - общий для всех регионовС нового учебного года все детские сады в нашей стране, в том числе в Партизанском городском округе, начинают работать по единой федеральной программе дошкольного образования.

Об этом в конце мая шла речь в детском саду №1 на семинаре для педагогов, посвященном преемственности дошкольного и начального образования.
По информации Управления образования ПГО, в ноябре прошлого года министерство просвещения РФ своим приказом №1028 утвердило федеральную программу, которая определяет единые для всей страны базовые объем и содержание дошкольного образования.
Кардинальных преобразований нововведение за собой не влечет. Главное, что благодаря этому дети из разных регионов теперь будут получать единый минимум тех знаний и навыков, которые им понадобятся в дальнейшем в начальной школе, где действуют свои стандарты. И при переезде в другую область или край ребятам будет легче адаптироваться к занятиям, которые проводятся с их сверстниками. Условно говоря, если на этой неделе в детском саду одного города малыши в средней группе изучают профессии, то и в другом городе у воспитанников аналогичного возраста будет та же тема.
Как объясняет заведующая детским садом №1 Наталья Курганова, ранее дошкольное учреждение могло выбрать для своей работы любую сертифицированную программу, например, экологической, патриотической, математической направленности. Существовали общие требования к структуре примерных программ разных авторов и результатам, но не к содержанию. Теперь вводится общая «база» — единая федеральная программа, позволяющая выстраивать преемственность детского сада и начальной школы, по аналогии с тем, как это было в советское время. Уже действуют ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты – в детсадах и начальных классах. Вместе все это позволяет создавать равные условия для дошколят всей страны.
С нового учебного года в детских садах программы работы с воспитанниками на 60% должны обязательно соответствовать федеральным образовательным программе и госстандарту, что должно снять часть нагрузки с педагогов по проектированию своих программ. Им остается разработать только оставшиеся 40% — вариативную часть, в том числе с учетом региональных особенностей, способностей, талантов и пожеланий воспитателей. Например, занятия по изучению живой природы, местных обычаев и традиций с малышами из Сибири отличаются от тех, что проводят со своими подопечными воспитатели на Камчатке или Кубани. Или воспитатели могут создавать в дополнение к базовой авторские программы, например, физкультурно-оздоровительные, экологические, по ИЗО.
Текст федеральной программы размещен в интернете в открытом доступе, и при желании любой родитель может с ним ознакомиться. Документ весьма объемный, но мамам и папам, заинтересованным в полноценном развитии своего ребенка, особенно если малыш до школы не посещает детский сад, он может быть полезным.
Например, программа содержит для каждой возрастной группы свои «ориентиры» развития – примерные знания и навыки, которыми постепенно овладевает ребенок до поступления в школу, и задачи по образовательной деятельности для педагога, который помогает малышу прийти к этим результатам. В частности, это изучение окружающего мира, природы, основ математики, речевое развитие ребенка — умение правильно, внятно, связно, грамотно говорить, развернуто выражать свои мысли, готовиться к письму и чтению, считать.
Иначе говоря, самые маленькие детки вместе с воспитателем сначала лепят колечки из пластилина, «готовят обед» в игрушечной посуде и «лечат» кукол и медвежат. Потом учатся отличать круг от треугольника, весну от осени, Новый год от Дня Победы, считать предметы, играть несложные роли в сценках, запоминать, сколько дней в неделе и какого цвета государственный флаг. Одновременно ребенок узнает о том, что есть добро и зло, что нужно заботиться об окружающих и не оставаться равнодушным к чужому горю, помогать взрослым, беречь здоровье и соблюдать личную гигиену… В целом, все это привычные для опытных педагогов ежедневные занятия и воспитательные акценты, только обновляется методика.
Интересен для родителей может быть примерный и довольно обширный список рекомендованных литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений, которые предлагается использовать при реализации новой программы для приобщения к культурным ценностям и развития кругозора. Это фольклор, стихи и проза отечественных и зарубежных писателей, картины художников и иллюстрации к книгам, песни, мелодии для танцев, инсценировок и прослушивания, произведения композиторов-классиков, музыкальные игры. В их числе произведения из циклов «Времена года» Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского, иллюстрации к книгам Владимира Сутеева и Ивана Билибина, репродукции картин Виктора Васнецова, Ивана Шишкина, Михаила Врубеля, Василия Поленова…
В перечне мультфильмов – в основном созданные в советское время. Есть и полнометражная анимация, рекомендованная к семейному просмотру и дальнейшему обсуждению сюжета, поступков персонажей родителями со своими дошколятами. Например, это экранизация сказок «Снежная королева» и «Аленький цветочек», истории про полководца Александра Суворова, собак Белку и Стрелку, Короля Льва.
Напомним, деятельность детских садов на нашей территории осуществляется, в том числе, в рамках реализации подпрограммы «Дошкольное образование» муниципальной программы «Образование Партизанского городского округа» на 2020-2024 годы.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.