Подальше от войны

03.09.2014

Партизанск встретил вынужденных переселенцев из Украины

Длинная дорога поездом, душные вагоны, простуженные дети… Путь в Приморский край был непростым для шестисот человек, спасавшихся от войны на Украине. Но главное, что сейчас все уже позади. В Сибирцево, куда прибыли переселенцы, их встречали и автобусы из Партизанска. Ранним утром 28 августа 78 человек прибыли в наш город.

Встреча корреспондента “Вестей” с приехавшими состоялась после обеда, когда уставшие с дороги люди успели немного отдохнуть. В гостиницу, где поселили 17 человек, даже заходить не пришлось, еще у входа встретилась молодая женщина с двумя детьми. Познакомившись, с Юлей беседовали в сквере на улице.

Из “горячей” Горловки

Юлия с мужем Евгением и тремя детьми, — младший, полугодовалый Димка спал в это время в номере, бежали из Горловки, знакомой нам по военным репортажам, еще в середине июня. Уже тогда выехать из охваченного войной юго-востока Украины было не так просто.
— До КПП на границе добрались на такси, — рассказывает присоединившийся к нашей беседе Евгений. — Пограничники дали добро на выезд, но тут подошли молодые парни в форме, те, которых у нас называют нацистами, попросили мой паспорт, который сразу и разорвали. Без документов ехать в другую страну совсем страшно было.

Паспорт Евгению удалось забрать, таксист дал скотч, кое-как склеили.
Район в городе был одним из самых опасных. Именно там, где находился их дом, стреляли особенно часто. Уехали ради детей. Уезжая, раздали соседям все припасы, которые оставались.
Сначала поселились в Ростовской области, на маленьком хуторе, в заброшенном доме без окон и дверей. С работой было тяжело. В удачные дни, когда работа находилась, получалось заработать 200 рублей, а бывало совсем без заработка проходило по нескольку дней. Через два месяца жизни впроголодь поехали с такими же, как они семьями, в Приморье.

Новости из Горловки Юлия сейчас узнает от родителей. Тогда, в июне, они наотрез отказались уезжать.
— Теперь сидят в подземном переходе, — рассказывает Юлия. — И нет никакой возможности уехать. Нам удается с ними иногда созваниваться. Мама рассказывала, что от центра Горловки остались одни руины. А что делается там, где наше жилье, мы понятия не имеем. Разрушена больница, где работала мама.
Юлия рассказала, что буквально за несколько дней до отъезда сыну Саше, трех с половиной лет, должны были делать операцию. В Ростовской области обращались в больницу — запросили 22 тысячи рублей. Операция — не из самых сложных, но отлагательства не терпит. Теперь вся надежда на то, что помогут приморские врачи.
Еще у Юлии с Евгением есть дочь Маша — ей два с половиной года. Девчушка, на первый взгляд, озорная, но сладости, купленные моими коллегами, брать стеснялась. Только после уговоров скромно достала из целого мешка одну конфетку.

На сборы — 20 минут

Именно за столько Елена и Юрий собрались в длинную дорогу. Похватали, что успели, взяли свою малышку Наташку и бежали из-под бомбежек из Большого Лога Луганской области. Было это 10 августа.
— Снаряды и пули буквально над головами летали, — рассказывает Елена, — Тянуть дальше было некуда. У нас творилось страшное… Мы в подвалах ночевали и видели как людей убивают.
Если не говорить об обстрелах, раненных и убитых мирных людях, жизнь там стала непростой гораздо раньше, когда перестали платить детское пособие, зарплаты, закрылись больницы, банки. Елене даже детское питание для малышки купить было не на что, хотя муж до последнего работал в шахте.
Разумеется, и сюда молодая семья приехала практически без всего. Немного одежды для Наташки, которой в поезде, 23 августа, исполнился годик. Ни теплых вещей, ни обуви…
— Вы передайте, пожалуйста, от нас большое спасибо всем, кто нас принимал, кто уже передал для нас вещи, — говорит Елена.

Возвращаться нельзя

Еще одна семья — Елена и Станислав Федченко. У них двое детей. Дочь Женя, 11 лет и сынок Дима — ему 1 год, 4 месяца. Елена, рассказывая о том, что довелось пережить, не может сдержать слез:
— Когда люди очнутся, когда очнется весь мир… Неужели они не знают, что там у нас творится?
А творится — война. Самая настоящая, с артобстрелами и бомбежками. Елена только и успевала детей прятать, когда начиналась стрельба, которую в их квартире на 10 этаже особенно хорошо было слышно. Они собственными глазами видели, как снаряды разрывались прямо на детских площадках и в парках. Их дети теперь вздрагивают от любых громких звуков.
— Я мужа на коленях просила уезжать, — рассказывает Елена. — Он не хотел, говорил, что до последнего останется.
Станислав — проходчик-шахтер. До шахтовой пенсии год оставался. А теперь все позади: и то, что успели нажить за долгие годы, и то, что успели наработать. Эта семья, как и многие другие, осталась в одночасье без средств к существованию.

С чистого листа

Как часто мы пытаемся жизнь с чистого листа начинать. Лукавим обычно. Вот уж кому и придется начать все сначала, так этим людям. На мой вопрос, собираются ли они возвращаться в свои города, когда там война закончится, они единодушно отвечают, что нет.
Не дай Бог никому радоваться тому, что вокруг уже не стреляют. А они радуются. Они благодарят искренне за подарки и вещи, которые им приносят партизанцы.
То, что для нас и наших детей — обычное дело, для них — роскошь. Мамочки малышей так рады были нескольким пачкам подгузников, влажных салфеток и детскому шампуню, которые мы с коллегами для них купили…

Первый вопрос, который задали мне эти люди, был такой:
— А как у вас тут с работой?
Им нужна работа. И жилье просто необходимо.
Уже несколько предпринимателей предложили семьям беженцев рабочие места и даже готовы предоставить жилье. Это то, что больше всего им сейчас нужно.
Условия, которые наши предприниматели предложили в гостиницах “Ажур”, “Эльтон” и “Лидер”, бесспорно, очень достойные… Но постоянно жить там люди не смогут. Надежда пока только на то, что помогут горожане. Быть может, какая-то из этих семей станет помощниками одинокой бабушке, живущей в частном доме или большой квартире. Хотя бы на какое-то время, пока первых зарплат не заработают и съемное жилье оплатить не смогут. А, может, последовав примеру тех, кто стал первым, предприниматели и руководители предприятий кому-то помогут.

Татьяна ЩЕЛКУН.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.