Как в Сучане городской парк строили

16.06.2017

3 июня исполнилось 130 лет со дня рождения художника Иллариона Фомича Палшкова. В начале года в Партизанске стартовал краевой конкурс, посвященный жизни и творчеству художника, воспевавшего в своих полотнах красоту приморской земли.В день рождения живописца были подведены итоги краевого конкурса «Личность в истории города. Илларион Фомич Палшков». В номинации «История» одним из победителей стал известный краевед и наш постоянный автор Георгий Туровник с исследованием о строительстве городского парка культуры и отдыха в Сучане. Сегодня мы предлагаем нашим читателям начать знакомство с этим интереснейшим материалом.

Зеленый город

 Старожилы вспоминают, что город Сучан с давних времен был хорошо озеленен, славился множеством садов, прямо на улицах росли яблони, груши, абрикосы. Но все это касалось частного сектора, с этим были вынуждены согласиться и советские органы. После войны председатель горисполкома В.В. Спивак признавал, что весной сады так хорошо цветут «потому что чувствуются заботливые руки». На старых снимках видно, что улицы центра Сучана вообще не озеленены.
Во время войны и в послевоенную разруху, несмотря на трудности, на улицах города было чисто, постоянно ровнялись дороги, засыпались лужи, строились и ремонтировались тротуары. Война на долгие годы отодвинула многие вопросы благоустройства. В 1949 году депутаты Городского Совета признавали, что город имеет запущенный вид, хотя уже в то время на средства предприятий и шахт руками жителей ежегодно высаживались на улицах города тысячи дикорастущих декоративных деревьев и кустарников.
В 30-40-е годы ХХ века главным местом отдыха горожан в летний период был Городской Сад, который располагался между теперешними улицами Кронида Коренова и Центральной. Со временем эту территорию стали застраивать непрезентабельными бараками для переселенцев из Мордовской АССР. Центр культуры администрация Сучана пыталась переместить к Дворцу культуры угольщиков, который, несмотря на то, что почти все шахты и крупные предприятия имели свои клубы, являлся основным местом отдыха молодежи зимой. Предпринимались попытки организовать рядом с ДКУ и летний отдых. Для этой цели была построена танцевальная площадка, устроен сквер, да как-то все это не прижилось. В 1949 году городская газета «Красный Сучанец» писала: «Красивое здание Дворца, вместе с прилегающим сквером, составляет прекрасный архитектурный комплекс, но сквер плохо оборудован, танцевальная площадка находится явно не на своем месте, вид ее запущенный. В сквере всего несколько сломанных скамеек».
 Городские власти много делали для улучшения внешнего вида города после войны. В 1949 году XIII сессия Сучанского городского Совета депутатов трудящихся постановила: «Руководители шахт и предприятий должны построить на шахтах 13 скверов, детские скверы на улицах Инженерной и Ленинской, на привокзальной площади станции Сучан. На производственных территориях и в скверах высадить 1000 деревьев, закончить озеленение стадиона «Угольщик». Деревья высаживались каждую весну, на стадионе работы по озеленению также были произведены, но недолго зеленая красота радовала глаз горожан. Город строился и облагораживался одними и разрушался другими. В 1953 году городская газета неоднократно обращала внимание на подобные факты: «…на стадионе «Угольщик» было высажено несколько тысяч деревьев, но все они уничтожены. Главный сквер на площади Партизанской выглядит уныло… На деревьях вяжут качели и бельевые веревки, ломают вершины. Кудрявые стройные деревья превращаются в изглоданный хлыст», а на следующий год опять везли из тайги саженцы, и все начиналось сначала. Первыми вредителями были обитающие в центре города стада коз, которые с удовольствием поедали молодые побеги. Вторая причина заключалась в том, что за годы Советской власти у многих граждан заметно повысился культурный уровень, в то время как у других он упал в арифметической прогрессии в отношении к первым.
Вина в разрушении строящихся очагов культуры подчас лежала не только на «несознательных» гражданах, но и на «отцах» города. Так, в 1953 году горисполком выделил землю для шахтерской свинофермы. Хорошее дело, когда при нехватке продуктов семьи шахтеров получили возможность иметь на столе свежее мясо. Но не все так просто. Вскоре в городской газете появилась заметка, в которой говорилось: «В центре города около горнопромышленной школы имеется парк. Учащиеся занимаются там ежедневно на спортивных площадках, культурно проводят время. В центре парка ОРС Треста «Сучануголь» разместил свою свиноферму».
 Между тем к 1953 году было построено и сдано пять скверов и четыре сада. Но они находились на территории шахтовых поселков. Встал вопрос об организации общегородского парка культуры и отдыха.
Впервые вопрос о строительстве парка культуры и отдыха в городе Сучане был поднят горисполкомом 27 марта 1939 года. Для этой цели из городского бюджета было выделено 150 тысяч рублей. К сожалению, не сохранились документы, где именно планировали строительство, и что было сделано, а начавшаяся война отодвинула эти планы на долгие годы. После войны исполнительный комитет города Сучана, наконец, вплотную подошел к строительству главного парка города.
В это же время появилась новая форма работы в области благоустройства городов. Представители Сучана, Находки и Артема приняли на себя обязательства и заключили договор о социалистическом соревновании между городами по благоустройству на 1950 год. По плану благоустройства предусматривалось строительство парка культуры и отдыха в городе Сучане. Городской Совет принял вызов городов Находки и Артема по благоустройству. Первая очередь должна быть построена в 1950-1951 годах. Вторая в 1951-1952 и завершающая 1952-1953.

Стройка. 1950 год

Строительство будущего парка взял на себя Трест «Сучануголь». 7 июня 1950 года Исполнительный Комитет Сучанского Городского Совета депутатов трудящихся постановил отвести требуемый участок площадью 5,5 гектара в районе Дворца культуры угольщиков между улицами Максима Горького и Ленинской. Также горисполком предложил горкомхозу незамедлительно предупредить жителей о решении и запретить производить какие-либо строительные работы на отведенном под строительство парка участке. Строительство началось с наступлением теплого времени года. За работу взялась комплексная бригада под руководством Василия Федосеевича Гарбара.
Территория представляла собой сильно пересеченную местность с оврагами, которая по большей части была занята огородами с 4-5 строениями. Проходивший со стороны улицы Ленинской овраг, выходил на ручей за городской больницей, и был превращен жителями в свалку мусора.
При привязке плана будущего парка к местности оказалось, что выделенного участка недостаточно для размещения детского и гимнастического городков, волейбольной, баскетбольной, теннисной и городошной площадок. Поэтому решением горисполкома было выделено дополнительно три гектара земли. Несколько позже был выделен еще один гектар. Таким образом, общая площадь парка составила 9,5 гектара. Достаточно оперативно решением исполкома от 7 июня 1950 г. был утвержден генеральный план и технический проект парка. С этого дня стройка приобрела официальный статус. В первый год работы продвигались медленно.
 За время строительства жителей города не удалось привлечь на работы, даже, несмотря на призыв газеты «Красный Сучанец» построить парк методом народной стройки. Городской Совет вынужден был признать, что одним из больших недостатков в работе по озеленению было то, что к благоустройству не удалось привлечь население города.

1951 год

На строительство были выделены серьезные суммы. Помощь пришла от Треста «Сучануголь», Сучанского горисполкома — 350 тысяч, из краевого бюджета 1,2 млн. рублей. Всего на строительство ассигновано 3,5 млн. рублей.
Деньги были, а работы шли медленно. В парке работала лишь бригада Гарбара, численность которой в лучшие времена едва превышала 40 человек, но они за короткий срок проделали огромную работу. Были перенесены тысячи кубических метров грунта, сделаны аллеи. Применяя зимний метод посадки, строители уже к марту 1951 года высадили более трех тысяч деревьев и кустарников. Но до выполнения плановых заданий было далеко, работы по планированию и озеленению затягивались, а невыполнение этих работ срывало установку павильонов, киосков, строительство танцевальной площадки и прочего.
Невыполнение плана по переносу грунта было связано с тем, что вовремя не предоставлялись на стройку автомашины и другая техника. Не было настоящего контроля и со стороны советских чиновников. Местный Совет признавал: «Непорядков в строительстве этого парка много, к устранению их исполком городского Совета должных мер не принял».
Несмотря на все сложности, уже в марте 1951 года отмечалось, что полностью изменилась местность, прилегающая к ДКУ.
Газета сообщала об организационных трудностях, возникших по вине местных руководителей: «… не выполняются заявки на автомашины и механизмы, поэтому большинство работ приостановлено. Начальник рудничного коммунального хозяйства т. Стрыков считает, что объект никакого значения не имеет, а, следовательно, обращать внимание на ускорение строительства не следует.
На его беду руководитель работ по строительству парка г. Гарбар требователен и настойчив. Из числа строителей парка рабочие берутся на различные другие работы, не связанные со строительством парка. В декабре работало 43 рабочих, теперь 17 человек» 19 .
Сдача первой очереди не состоялась. Многие работы по различным причинам оказались не выполненными. В связи со всеми вышеуказанными трудностями, пассивным противодействием мелких советских чиновников с одной стороны и профессиональной напористостью Василия Гарбара – с другой, первая очередь парка в 1951 году сдана не была.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.