Посади женьшень в тайге

20.09.2013

Уже девять лет, как в нашем городе, а точнее, в наших лесах, проводится эта беспрецедентная акция. Впервые в Приморье она прошла 26 сентября 2005 года. Тогда 60 учеников из разных школ Партизанска и Партизанского района сажали семена женьшеня в тайге.Об этой работе и о своих планах на будущее рассказал инициатор акции Николай КОВАЛЬЧУК.
— Восемь лет назад мы все собирались на базе под Чандалазом. Я приехал из Мельников на своей “Ниве” и привез полторы тысячи семян женьшеня. Здесь же провел инструктаж: показал, как надо семена на лунку высаживать. Детям дали полную волю — каждый мог свои семена посадить, где ему захочется, — рассказывает Николай Иванович. — Высеивать начали примерно через два километра от базы. Некоторые ребята — прямо возле тропы, другие убегали подальше, в укромное место.

Тогда же, осенью 2005 года, Николай Ковальчук заложил на стратификацию две тысячи семян женьшеня, предназначенных для посадки в тайге. Семена хорошо сохранились и дружно проросли, назрела необходимость срочно их высеять в тайге. Дело это сложное, кропотливое и одному не под силу.
— Тогда я обратился за помощью к Любови Павловне Самчинской, показал ей семена, — вспоминает Николай Иванович. — К работе приступать решили немедленно. Любовь Павловна тут же обзвонила все школы, собрала ребят — любителей дикой природы. Откликнулось человек тридцать.

Весной 2006 года садили женьшень уже в Киевском ключе. 27 мая автобус из Партизанска вышел в сторону Мельников, а по пути, в Казанке, присоединился еще один автобус с местными 12 школьниками. На этот раз семена разделили на Ковальчуковской пасеке и по старой лесовозной дороге пошли в тайгу. Места там замечательные, кругом стоят кедры в два обхвата…

— Попалась нам в липе медвежья берлога, было много следов диких зверей. А сколько разных птиц видели дети! Какой радостью светились их глаза! — рассказывает Николай Ковальчук. — Школьники мечтали тогда о возрождении домашних плантаций женьшеня. Рассуждали: будет у такого женьшеневода излишек семян, так ведь он их в тайгу понесет. И тогда наша приморская гордость — женьшень — будет спасен. А через два годы мы проверили некоторые плантации: на одной, что нашли, насчитали 30 корешков. Их пора бы уже рассаживать…
В 2007 году было посажено 100 штук рассады корня, в 2008 работа по расширению питомника продолжалась. Посеяли еще 6000 семян и высадили в тайге 100 штук рассады — однолеток.

В 2008 году заложили питомник на 3000 семян. И в этом году организаторы акции планируют высадить в тайге женьшень не семенами, а рассадой, той, что вырастили сами.
— В 2009 году проверили свои посадки в тайге — растут хорошо! Правда, несколько лунок не нашли, одна была разорена медведем. Она была заложена за большой гнилой колодой, где скопилось много гумуса, и семена дружно было пошли в рост, но вот — такая неудача. Медведь — муравьятник разворотил колоду и всю взрыхленную почву, добывая себе пропитание. В дальнейшем это необходимо учитывать,- делает вывод Николай Иванович. — В остальных лунках всходы хорошие, местами сильно загущены, нужно пересаживать. Но эта работа потрудней будет, чем посев семян. Решили в дальнейшем высаживать корень реже, не больше 10-15 семян в одну лунку, чтобы потом не возиться.

Хочу заметить, что многие наши приморские охотники имеют свои богатые угодья. Например, в Лазовском районе, мой друг, бывший директор заповедника, Храмцов Василий Сергеевич, также как и я, многие годы высаживает женьшень в тайге. Думаю, охотники поддержат мою идею высеивать корень.
Если бы в каждом районе Приморского края нашлись неравнодушные люди, которые, как мы, стали бы садить ценное растение в тайге — никогда бы не оскудела наша природа. Сам женьшень в природе восстанавливается очень медленно, всхожесть 1- 5%. Семена же, посеянные человеком, дают всхожесть до 80%, да и растут лучше. Я глубоко уверен, что человек, который своими руками посадил дерево, никогда не сломает с него ветку, также не загубит молодой незрелый корень женьшеня.

Нужна здесь добрая, щедрая человеческая рука, забота и внимание. И не надо бояться, что женьшень долго растет, и что вам он уже не достанется, и что его кто-то выкопает. Нет, беда не в этом. Главное, чтобы копали только зрелые корни, 4-5 сучковые, которые успели бы уже лет 5-6 поплодоносить. Копать корень надо с 10 августа, когда хорошо созреют семена. Их сразу, здесь же, и посеять на лунку, хорошенько заделать в почву, чтобы ни одно зернышко не пропало.

У многих читателей возникнет вопрос: где же взять семена?
В этом году из-за большого нашествия медведей и участившихся случаев нападения на людей, детей в тайгу вести опасно, поэтому Николай Ковальчук предлагает семена членам Партизанского общества охотников, с последующим высевом в тайге на их охотничьих участках. Также, любой желающий может приобрести семена, чтобы посадить у себя на усадьбе. Делать это нужно осенью, в сентябре — октябре, но следует помнить, что взойдут они через год.

— Сейчас у меня есть две тысячи семян 2012 года, которые прошли естественную стратификацию и взойдут уже весной 2014 года, — говорит Николай Ковальчук.- Обращайтесь! Я и с технологией выращивания женьшеня познакомлю. Всем желаю удачи и могучих, красивых корней!
Найти Николая Ковальчука можно по адресу: с. Мельники, ул. Клубная, д. 36, тел. 8-924-331-3005.

Татьяна ЩЕЛКУН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.