Как научить учиться

04.10.2019

Первокласснику репетитор не нуженШкольники сегодня, 4 октября, в школу идут не просто за знаниями, но и чтобы поздравить своих педагогов с праздником – Днем учителя. Сегодня мы решили нарушить традиции и рассказать на страницах «Вестей» не об учителе, а поделиться с родителями самых маленьких школяров педагогическими советами.

О том, как помочь новоиспеченному школьнику адаптироваться в новой для него среде и при этом успешно справляться со школьной программой, беседуем с учителем начальных классов средней школы №12 Екатериной СТУКАЛОВОЙ. В этом году у Екатерины Викторовны новый, девятый по счету набор первачков и, надо понимать, немалый опыт, которым она и поделиться с вами, родители-читатели.
Первый и самый главный совет нашего педагога: не перегружайте детей. Принято считать, что первое полугодие первого класса – адаптационный период, во время которого дети должны влиться в новую для себя, школьную жизнь. Ведь даже уроки у первоклассников не как у остальных школьников по 40 минут, а по 35. А в третьей, самой длинной учебной четверти, предусмотрены дополнительные каникулы. Поэтому мамам не стоит все свободное время упорно заниматься с сыном или дочкой. Ведь в первом классе не зря даже домашние задания носят рекомендательный характер.
— Хочется обратить внимание, что у каждого малыша этот адаптационный период будет разный, — говорит Екатерина Викторовна. — Один уже к концу сентября прекрасно будет ориентироваться в тетрадках и учебниках, другой — только к третьей четверти.
Я ни в коем случае не говорю, что с ребенком не нужно заниматься, а рекомендую закреплять школьный материал хотя бы в игровой форме. Вспомните, как все дети любят играть «в школу» до тех пор, пока в эту самую школу не пришли.
Понемногу приучайте к домашней работе школьника-новичка и во втором классе, когда домашние задания станут обязательными, и вам, и ребенку, будет уже намного проще.
Родители все тоже разные. Одни едва ли не с первого дня в первом классе торопятся получить список домашних заданий, другие даже рекомендательного характера не приемлют.
Первым я говорю так: пока ваш ребенок не стал учеником и учеником более или менее самостоятельным, никакого домашнего задания быть не может, заниматься дома с ребенком или нет – ваше решение. Но прописать еще раз крючочки, цифры или почитать лишним не будет. При этом не нужно делать этого через силу и по несколько часов подряд.
И уж тем более, за учебу малышей не наказываем! Внушаем, беседуем, объясняем… Дайте время привыкнуть ему к новой роли ученика. Мотивируйте ребенка, но не шантажируйте, угрожая запретом прогулки, покупки или еще чего-нибудь. Просто договоритесь: выполнишь задание, потом погуляешь.
Сейчас многие родители, решив, что ребенок учебу «не тянет», нанимают для дочек и сыночков репетиторов.
— Считаю, что это пустая трата времени и денег, — говорит учитель. — Ученику первого-второго классов достаточно просто элементарного контроля. Ежедневного, не время от времени, а системно и в обязательном порядке — контролируйте. Прошу не путать при этом с совместным «деланием» домашней работы. Были в моей практике случаи, когда гиперответственная мама собственноручно в тетради писала за ребенка тексты. Это недопустимо. Вы не должны учиться за своего ребенка, вы должны его научить учиться: заполнять дневник, выполнить письменные задания, вдумчиво, осмысленно читать тексты в учебниках по устным предметам. Два года такого труда обернутся успехом в будущей школьной жизни. Ведь бывает, что и в дневник первачка мама заглядывает изредка. Если ребенок пришел на урок не готовым к рисованию или физкультуре, причина только в том, что мама не посмотрела в дневник и не проконтролировала.
Бывает так, что мама вдруг решила, что у дочери дела с русским языком хуже, чем с остальными предметами, и она срочно кинулась искать дополнительного педагога, тогда как стоило просто поиграть с ребенком «в школу», попереписывать с ним тексты из хороших книжек. И скорость письма увеличится, и почерк улучшится, разумеется, если делать это ребенок будет под контролем.
Что касается репетиторов, вы лучше эти же деньги потратьте на интересный и полезный семейный выезд. Ведь хотя бы первые два года любой родитель может помочь ребенку и сам. А время, проведенное с репетитором, не заменит доброго общения с мамой. Обязательно много общайтесь с вашими детьми. И обязательно читайте сами, и читайте детям.
Впервые за многие годы в школе я обнаружила, что мои новые ученики совершенно не знают русских народных сказок. «Маша и медведь» у них ассоциируется у них исключительно со шкодливой девочкой в розовом сарафане и несчастным, ею же измученным медведем.
Поэтому на первом же собрании я сказала родителям, чтобы читали детям все подряд сказки. И сами чтобы читали. А что ж удивляться, когда ребенок не хочет читать книги? Он ведь маму ни разу с книгой не видел, зато маму «в инстаграм» — постоянно.
Чтение – это путь к грамотности и хорошей речи. Да и вообще, к успешной учебе и жизни. Поэтому с малышами читаем как можно больше и, не устану повторять, много общаемся! Никакой гаджет и никакой мультик не заменит ему общения с вами, дорогие родители!

Записала Татьяна ЩЕЛКУН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.