СТУЖА И БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

28.12.2012

В один из приездов на находкинский рынок, что в районе остановки “Волна”,
в холодном декабре этого года мне посчастливилось стать свидетелем одной интересной сценки, главным героем которой был поползень.

Это шустрая, веселая, очень полезная птичка, размером с воробья, но с более крепким и длинным клювиком и очень красивым раскрасом. Острые, цепкие коготки позволяют ему передвигаться по вертикальным стволам и ветвям деревьев, и даже “по потолку”. Это очень доверчивая птаха, быстро привыкающая к человеку. Помнится, в санатории, в поселке Чистоводное Лазовского района, я кормил двух поползней семечками с ладони.

Но вернусь к находкинской сценке. В ожидании тех, кого привез на рынок, я на своем авто остановился у навесов с сухофруктами, орехами, семечками, зернами сои, гороха и другими россыпями. Весь этот вкусный товар был красиво расфасован в больших мешках. Разговаривая с продавцами-таджиками, боковым зрением заметил, что какая-то резвая птаха спикировала на мешок с кедровыми орехами. Присмотревшись, узнал в птахе поползня. Он деловито скакал по горке орешков, а потом, взяв в клюв понравившийся, упорхнул с “места преступления”. Поползня увидел и продавец. Я ожидал от него негативной реакции, как было однажды, когда воробьи пытались также “даром” попробовать семечки, а торговец гонял их, ругаясь. Но, видимо, я незаслуженно нехорошо подумал об этом таджике — он оказался щедрым человеком. “А, пусть кушает!”, — с улыбкой сказал продавец, махнув рукой.
Я знал, что поползок обязательно вернется, и приготовил фотоаппарат, попросив продавца отойти от мешков с орехами. Делать было все равно нечего и я устроил маленькую фотоохоту. Но снять базарного воришку оказалось не так-то просто. Второй и третий прилеты поползня сфотографировать не удалось — слишком уж он был подвижен, ведь дело-то “воровское”. Но зато позже любитель дармовых орешков запечатлелся на фото. И что самое интересное, каждый раз он садился на разные мешки. Мне удалось снять его на кедровых орехах, рядом с фундуком и на мешке с семечками. Он перепробовал и зерна тыквы, и сою, и горох, и даже поклевал чищеный грецкий орех. Больше всего пернатому гурману понравились семена тыквы — трижды уносил их он в свою “столовую”.
Здесь же, рядом с прилавком, стояли для продажи метелками вверх веники. Так вот эти метелки облепили воробьи, отыскивая зерна чумизы — тоже штуку питательную. Но воробьи оказались осторожнее и снять себя не позволили. Может потому, что воробей — это “вора бей”. Гоняли их всегда все — от кошек до мальчишек с рогатками. А в Китае так совсем извели — было время.
В этом же декабре стразу после снегопада мне удалось сфотографировать довольно осторожную птицу — дубоноса. Он лакомился семечками калины, что растет на нашей даче. Мы всегда оставляем часть ягод для птиц. Было ветрено и холодно, и, видимо, голод пересилил страх, и дубонос подпустил меня на 2 метра, когда вытаскивал из ягод семечки, роняя на снег мякоть калины.
…Рядом с нами своей жизнью живут тысячи братьев наших меньших. У них кипят те же, что и у нас страсти и инстинкты, в том числе и “от любви до ненависти”. Но когда наступает тяжелая пора, лютая стужа и бескормица, главным для них становится выжить; хоть что-то поесть, согреться и как-нибудь дотянуть до весеннего тепла. Много их гибнет в зимнее время. Им необходима наша помощь. Устройте кормушку на даче, во дворе своего дома, в парке. Не пожалейте горсти семечек или зерен, кусочек несоленого сала или толченые сухари, и вы спасете не одну живую душу. И вот увидите, вам зачтется и повезет.
Юрий ЖЕБАНОВ.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.